РМЭ безопасность населения и окружающей среды в чрезвычайных ситуациях

СодержАние

Введение 3

1 Теоретические основы безопасности населения и окружающей среды в чрезвычайных ситуациях 5

1.1 Чрезвычайные ситуации и их классификация 5

1.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 9

1.3 Основные мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях 14

2 анализ безопасность населения и окружающей среды в чрезвычайных ситуациях в Республике Марий Эл 18

2.1 Анализ безопасности атмосферного воздуха Республики Марий Эл 18

2.2 Анализ качества поверхностных вод на территории Республики Марий Эл 22

2.3 Анализ чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера в Республике Марий Эл 29

Заключение 33

Список используемых источников 36

Введение

Природные и техногенные чрезвычайные ситуации приводят к возникновению стихийных бедствий, аварий, катастроф с многочисленными человеческими жертвами, огромными материальными потерями. Поражающие воздействия чрезвычайных ситуаций различные: механические, тепловые, химические, радиационные, биологические, психологические и др.

Противодействие чрезвычайным ситуациям различного характера путем создания устойчивой инфраструктуры населенных пунктов является первоочередной задачей всех органов власти и актуальной проблемой современности, а умелые действия по спасению людей, оказание им необходимой помощи при проведении аварийно-спасательных работ в очагах поражения в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций возлагается в первую очередь на само население и специализированную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что позволяет сократить число погибших, сохранить здоровье пострадавшим, уменьшить материальные потери. В связи с этим все более возрастает значение подготовки специалистов с высшим образованием, способных грамотно и умело контролировать обстановку на территориях, предотвращать возникновение экстремальных ситуаций и обучать действиям население, специалистов аварийно-спасательных формирований предупреждению природных, техногенных и других опасностей, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – это система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Состояние и развитие современной обстановки характеризуется: увеличением количества локальных военных конфликтов; разгулом международного терроризма; увеличением количества и масштабов последствий техногенных чрезвычайных ситуаций; расширением и усугублением экологических угроз.

Характер развития перечисленных чрезвычайных ситуаций и особенно их последствий становится сопоставимым с аналогичными показателями стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций военного характера, поэтому необходимо дальнейшее совершенствование государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Целью исследования является изучение безопасности населения и окружающей среды в чрезвычайных ситуациях на материалах Республики Марий Эл.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- дать понятие чрезвычайных ситуаций и их классификацию;

- охарактеризовать единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- исследовать основные мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях;

- провести анализ безопасности атмосферного воздуха Республики Марий Эл;

- провести анализ качества поверхностных вод на территории Республики Марий Эл;

- провести анализ чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера в Республике Марий Эл.

Работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения и списка цитируемой литературы.

1 Теоретические основы безопасности населения и окружающей среды в чрезвычайных ситуациях

1.1 Чрезвычайные ситуации и их классификация

Чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, ведения боевых действий или террористического акта или вследствие этих действий и актов, или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы среди населения, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [22, c.12].

На территории России за год в среднем происходит до 230-250 чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными природными процессами, и до 900-950 чрезвычайных ситуаций, связанных с производственной деятельностью человека. Статистика и долгосрочное прогнозирование показывают, что эти цифры имеют тенденцию к дальнейшему росту, и в первую очередь, за счет увеличения числа различных событий [11, c.25].

Характер чрезвычайных ситуаций зависит от причины их возникновения и от величины зоны охвата территории, на которой они возникли и протекали. В зависимости от причины возникновения ЧС имеют следующий характер: природный, техногенный, экологический, социально- биологический, военный и космический. В зависимости от величины зоны охвата: локальный, муниципальный, межмуниципальный, региональный, межрегиональный и федеральный.

Под стихийным бедствием понимается разрушительное природное или природно-техногенное явление, в результате которого может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей среды. Под аварией понимается опасное происшествие на промышленном объекте или на транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению производственных помещений и сооружений, повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде.

Под катастрофой понимается крупная авария (стихийное бедствие), повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей среде. Во многих случаях предпосылки для появления подобных событий как в природной, так и в техногенной сфере, влекущих за собой чрезвычайные ситуации, создает сам человек. Поэтому в процессе взаимоотношений человека со средой в ходе производственной деятельности следует максимально снизить риск появления таких факторов, чтобы потом не тратить огромные средства на ликвидацию возникших на их основе чрезвычайных ситуаций.

Не всякое исходное явление природного или техногенного характера можно считать чрезвычайной ситуацией. Факт наличия чрезвычайной ситуации определяется системой критериев. Основой системы критериев, определяющих наличие ЧС и характеризующих их по масштабу и степени ущерба, является принцип фиксации. Фиксируется количество пострадавших жителей, наличие материального ущерба, масштаб зоны бедствия данного события. При этом выполнение хотя бы одного из трех указанных критериев дает основание сделать вывод о наличии чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайные ситуации принято классифицировать по сфере возникновения, характеру протекания, масштабу и степени нанесенного ущерба, а также по ведомственной принадлежности. По сфере возникновения чрезвычайные ситуации классифицируются как природные, техногенные, экологические, биолого-социальные и социальные, военные и космические [9, c.33].

По масштабу и нанесенному ущербу классификация чрезвычайных ситуаций представлена в таблице 1 [10, c.24].

Таблица 1 - Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу и нанесенному ущербу

Характер ЧС

Критерии ЧС

Масштаб зоны бедствия

Количество пострадавших, чел.

Материальный ущерб, руб.

Локальная

Территория объекта

не более 10

не более 100 тыс.

Муниципальная

Не выходит за пределы тер- ритории одного поселения

свыше 10, но не более 50

свыше 100 тыс., но не более 5 млн.

Межмуниципальная

Территория двух и более поселений

свыше 10, но не более 50

свыше 100 тыс., но не более 5 млн.

Региональная

Не выходит за пределы одного субъекта РФ

свыше 50, но не более 500

свыше 5 млн., но не более 500 млн.

Межрегиональная

Территория двух и более субъектов РФ

свыше 50, но не более 500

свыше 5 млн., но не более 500 млн.

Федеральная

Не выходит за пределы РФ

свыше 500

свыше 5 млн.

Анализ правовых и нормативно-технических документов, научных публикаций, выступлений ведущих ученых и специалистов, а также анализ статистических данных по результатам оценки реальных чрезвычайных ситуаций и их последствий показывают, что обеспечение безопасности населения представляет собой сложную научно-техническую, социально- экономическую, организационную и политическую проблему, решение которой требует общегосударственного системного подхода.

Основной обязанностью государства является обеспечение гарантий безопасности проживания и деятельности населения. Государственная политика в сфере обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях опирается на широкий спектр различных направлений науки и техники, производства большой номенклатуры защитных средств, подготовки кадров, финансирования, использования и сохранения природных ресурсов, обучения населения и др.

Одним из важных направлений деятельности государства по обеспечению безопасности населения было формирование рациональной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обоснование ее места и роли в общегосударственной структуре. Исторически доказано, что защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, биосоциального и военного характера всегда была и остается актуальной в настоящее время [13] (табл. 2).

Таблица 2 - Этапы создания РСЧС

1932 г.

Местная противовоздушная оборона

1961 г.

Гражданская оборона

1991 г.

Государственный комитет по делам ГО и ЧС

1994 г.

Министерство РФ по делам ГО и ЧС

1994 г.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

К 2020 г.

Российская система гражданской защиты

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для решения задач мирного и военного времени по: предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; обеспечению безопасности населения и территорий; снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Основные задачи РСЧС: разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в ходе обеспечения безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [13].

1.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Система РСЧС представляет собой совокупность взаимосвязанных подсистем и элементов на различных иерархических уровнях, предназначенных для решения определенных задач. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организаций и предприятий, в полномочия которых входит решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем (рисунок 1) [8, c.29].

Рисунок 1 - Структура РСЧС

Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из элементов (звеньев), соответствующих их административно-территориальному делению.

2

Рисунок 2 - Функциональная подсистема РСЧС

В каждом элементе (звене) РСЧС создаются органы управления, силы и средства, элементы обеспечения функционирования системы, определяются режимы работы. Органы управления имеют три составляющих: координирующее управление — комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которые создаются во время ЧС; постоянное управление — органы управления (ОУ) РСЧС в составе исполнительной власти; повседневное (круглосуточное) управление — оперативно-дежурные службы ОУ РСЧС и дежурно-диспетчерские службы.

Силы и средства имеют следующий состав (рисунок 3): наблюдения и контроля; ликвидации чрезвычайных ситуаций. К элементам обеспечения функционирования системы относятся: информационно управляющие системы; финансовые и материально-технические резервы [18, c.56].

При переходе страны на военное положение осуществляются структурные и функциональные преобразования РСЧС в систему Гражданской обороны, следующим образом:

C:\Users\Nataly\Desktop\Наталья\МГУ\Учебное пособие\Рисунки для учебника\2.3.png

Рисунок 3 - Силы и средства РСЧС

- координирующие органы управления упраздняются или преобразуются в консультативные ввиду ввода в действие принципа единоначалия; персональную ответственность за организацию и проведение защитных мероприятий несут начальники гражданской обороны (НГО);

- на всех уровнях создаются запасные пункты управления (ЗПУ);

- постоянное руководство и управление осуществляется при тесном взаимодействии со штабами Министерства обороны;

- увеличивается количество подразделений гражданской обороны;

- создаются мобильные группировки из подразделений МЧС и МО;

- на категорированных объектах создаются аварийно-спасательные формирования;

- для решения специальных масштабных задач могут привлекаться специализированные подразделения и части МО;

- изменяются режимы работы.

Режимы функционирования РСЧС целесообразно рассматривать применительно к условиям мирного и военного времени.

В условиях мирного времени установлены три режима функционирования подсистем и элементов РСЧС на всех иерархических уровнях [14, c.20] (таблица 3).

Таблица 3 - Режимы функционирования РСЧС и проводимые мероприятия

Наименование

режима

Условия ввода режима

Осуществляемые мероприятия

Режим повседневной деятельности

Устанавливается при нормаль- ной обстановке, отсутствии угрозы ЧС (стихийных

бедствий, аварий и катастроф)

Наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на

потенциально опасных объектах.

Режим повышенной готовности

Устанавливается при получении прогноза о возможности возникновения ЧС

Комиссии по ЧС принимают на себя руководство функционированием подсистем и звеньев РСЧС. Формируются оперативные группы для выявления причин ухудшения обстановки.

Усиление контроля за окружающей средой и опасными объектами.

Принятие мер по защите населения. Приведение в готовность сил и

средств.

Режим чрезвычайной ситуации

Устанавливается при возникновении и во время ликвидации ЧС

Защита населения. Определение границ зоны ЧС. Обеспечение устойчивого функционирования экономики. Ликвидация последствий ЧС. Контроль за состоянием

окружающей среды.

Режим повседневной деятельности, когда угроза возникновения чрезвычайных ситуаций отсутствует. При этом на всех уровнях РСЧС ведется плановая подготовка сил и средств по предупреждению чрезвычайных ситуаций на случай их возникновения и ликвидации последствий.

Режим повышенной готовности, когда отмечается ухудшение обстановки, появляются реальные предпосылки и угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом формируются комиссии по чрезвычайным ситуациям, контролируется работоспособность системы оповещения, готовность сил и средств к действиям по локализации опасных зон, проведению аварийно-спасательных работ и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Режим чрезвычайной ситуации, когда комиссии по чрезвычайным ситуациям, необходимые силы и средства выдвигаются в район чрезвычайных ситуаций, организуют и обеспечивают выполнение всех мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При переходе страны на военное положение режимы функционирования всех подсистем и элементов РСЧС преобразуются в четыре степени готовности частей и подразделений гражданской обороны [11, c.31]:

1. Повседневная готовность ГО, когда отсутствует реальная военная угроза, но вероятность ее появления не вызывает сомнений. При этом ведется плановая работа по обеспечению готовности к действиям частей и подразделений ГО.

2. Первоочередные мероприятия ГО 1-й группы, когда имеет место реальная военная угроза, части и подразделения ГО приводятся в повышенную боевую готовность.

3. Первоочередные мероприятия ГО 2-й группы, когда подразделения и части приводятся в полную готовность для выполнения необходимых действий по защите мирного населения в условиях боевой обстановки.

4. Общая готовность ГО, когда подразделения и части ГО выполняют все возможные защитные мероприятия по спасению и повышению безопасности мирного населения в ходе боевых действий.

1.3 Основные мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

Под защитой населения и территорий в чрезвычайных ситуациях понимается комплекс правовых, организационных, инженерно-технических, медико-профилактических мероприятий, проводимых с целью устранения или снижения до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей, а также ущерба, нанесенного пострадавшим территориям при угрозе возникновения или возникновения ЧС различного характера в мирное и военное время [15, c.23].

При этом под населением понимаются все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а под территорией — все земельное, водное и воздушное пространство в пределах РФ или ее части, включая объекты производственной или социальной сферы, а также окружающая среда.

Общие сведения о мероприятиях по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, проводимых ГОЧС заблаговременно в режиме повседневной деятельности

Мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС — это совокупность организованных действий, направленных на решение какой- либо из задач по предупреждению или ликвидации ЧС, выполняемых органами управления, силами и средствами РСЧС различных уровней и подсистем [17, c.33].

Мероприятия, проводимые в процессе повседневной деятельности объектов экономики и территорий, имеют целью предупреждение ЧС и максимальное снижение размеров ущерба и потерь при их возникновении.

С возникновением чрезвычайной ситуации (или при непосредственной ее угрозе) организуются и проводятся мероприятия по защите населения, территорий и ликвидации ЧС, объем и содержание которых определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся в распоряжении соответствующих органов управления РСЧС сил и средств.

Целенаправленное проведение превентивных мероприятий невозможно без знания вероятного характера ожидаемых ЧС, возможного ущерба и потерь от них, которые зависят, в свою очередь, от сочетания таких важнейших факторов, как опасность и риск. При этом под опасностью понимается разрушающее (поражающее) воздействие конкретной ЧС, а под риском — степень угрозы материальных потерь и жертв.

Риск зависит от ряда причин: степени устойчивости объектов инфраструктуры в условиях данной ЧС, наличия в регионе потенциально опасных объектов, плотности населения и застройки, а также свойств грунта и других. Под прогнозированием понимается определение данных о возможности возникновения ЧС, количественных и качественных характеристик ожидаемого явления, времени его наступления и возможном характере развития.

Мероприятия по защите населения и территорий, и ликвидации чрезвычайных ситуаций при их возникновении (в чрезвычайном режиме) организуются и проводятся на основе выводов из оценки фактической обстановки в очаге ЧС и прогнозирования ее развития.

Правовые мероприятия заключаются в создании правовых и нормативно-технических документов. К правовым документам относятся законы РФ, указы Президента, Постановления Правительства, руководящие документы территориальных органов исполнительной власти. К нормативно-техническим документам — государственные и отраслевые стандарты, а также нормы и правила. Государственные стандарты (ГОСТ) — это комплекс стандартов безопасности в ЧС, система стандартов безопасности труда, стандарты в области охраны природы. Нормы и правила — санитарные правила (СП), санитарные правила и нормы (СанПиН), строительные нормы и правила (СНиП).

В целях заблаговременной подготовки населения и обеспечения его активного участия в действиях в условиях различных ЧС разработаны права и обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС [14, c.78].

Граждане имеют право:

- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;

- в соответствии с планами ликвидации ЧС использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от ЧС;

- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

- обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

- участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждения и ликвидации ЧС;

- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;

- на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;

- на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;

- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий в ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Граждане РФ обязаны [14, c.79]:

- активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС России;

- соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к экстремальным ситуациям;

- изучать основные способы защиты населений и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складывающихся условиях;

- знать сигналы оповещения и порядок действия по ним;

- четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

2 анализ безопасность населения и окружающей среды в чрезвычайных ситуациях в Республике Марий Эл

2.1 Анализ безопасности атмосферного воздуха Республики Марий Эл

Одним из важнейших факторов среды обитания человека, характеризующих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, является атмосферный воздух. Поэтому первостепенное гигиеническое значение имеют мероприятия по оптимизации воздушной среды в населенных местах и предупреждению ее неблагоприятного воздействия.

В 2018 году в республике всего было исследовано 6740 проб атмосферного воздуха, в том числе 5136 проб в городских и 1604 проб в сельских поселениях, из них 3092 пробы – маршрутные и подфакельные исследования в зоне влияния промышленных предприятий, 2044 пробы отобраны на автомагистралях и в зоне жилой застройки.

В рамках социально-гигиенического мониторинга за уровнями загрязнения атмосферного воздуха проводились лабораторные исследования атмосферного воздуха на 7 маршрутных постах наблюдения в г. Йошкар-Оле и г. Волжске, на 2 маршрутных постах в Звениговском районе. Исследовано 1568 проб атмосферного воздуха в г. Йошкар-Оле, 452 пробы в г. Волжске и 144 пробы в Звениговском районе. Несоответствовали гигиеническим нормативам 4 пробы (0,3 %) в г. Йошкар- Оле: перекресток ул. Красноармейская – ул. Первомайская (3 пробы), кольцо на ул. Красноармейская (1 проба), зарегистрированы превышения ПДК по диоксиду азота (в 1,2-1,5 раза). Все пробы в г. Волжске и Звениговском районе соответствовали гигиеническим нормативам.

Таким образом, в 2018 году доля проб атмосферного воздуха, превышающих предельно допустимые концентрации (ПДК), в городских поселениях составила 0,1 % (в 2017 г. – 0,2 %, в 2016 г. – 0,2 %; в 2015 г. – 0,3%) (таблица 4), в сельских поселениях – 0 % (в 2010-2016 гг. – 0 %).

Таблица 4 - Санитарно-гигиеническая характеристика состояния атмосферного воздуха в Республике Марий Эл

Муниципальные образования

Удельный вес проб атмосферного воздуха, превышающих ПДКмр, %

Динамика к 2018 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Российская Федерация

1,0

0,8

0,8

0,7

Республика Марий Эл,

в том числе

0,7

0,3

0,19

0,19

0,09

-0,1

г. Йошкар-Ола

1,0

0,43

0,24

0,23

0,3

Превышения ПДКмр на автомагистралях регистрировались по содержанию оксида углерода, диоксиду азота, в основном, в дневные часы, когда поток автомобильного транспорта наиболее интенсивный (таблица 5).

Таблица 5 - Состояние загрязнения атмосферного воздуха выбросами от автотранспорта в г. Йошкар-Оле и г. Волжске Республики Марий Эл (удельный вес проб с превышением ПДК, в %)

Ингредиенты

г. Йошкар-Ола

г. Волжск

Республика Марий Эл

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

Пыль

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Диоксид серы

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Сероводород

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Оксид углерода

0,4

0,2

0,0

0,0

0,3

0,1

Окислы азота

0,8

0,7

0,0

0,0

0,8

0,4

Углерод

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Всего

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

В периоды наименьшей интенсивности транспортного потока (вечерние и ночные часы) превышений ПДК по указанным показателям не обнаружено. Проб атмосферного воздуха, превышающих ПДК в 5 и более раз в городских поселениях, проб, превышающих ПДК в сельских поселениях, а также проб, превышающих ПДКсс по приоритетным веществам, в течение ряда лет не отмечалось.

Из числа не соответствующих проб 5 – на автомагистралях, 2 (по диоксиду азота) – на придомовой территории по ул. Шумелева, 10 г. Йошкар-Олы (в зоне влияния деревообрабатывающего производства ООО «Элдис»). По данному факту ООО «Элдис» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП Российской Федерации в виде штрафа на сумму 10,0 тыс. рублей. В дальнейшем по данным мониторинга фактов негативного влияния на жилую застройку не установлено.

Результаты мониторинга атмосферного воздуха на территории республики в 2018 г. показали, что среднегодовые концентрации по каждому определяемому веществу не превышали уровня ПДК и соответствовали санитарным нормам (таблица 6).

Таблица 6 - Средние концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на территории Республики Марий Эл за 2017- 2018 гг.

№ п/п

Определяемый показатель

ПДК мг/м3

2017 г.

Сср, мг/м3

2018 г.

Сср, мг/м3

Город Йошкар-Ола

1

СО

5,0

0,95

1,11

2

SO2

0,5

0,0013

0,0019

3

NO2

0,2

0,038

0,028

4

NO

0,4

0,021

0,014

5

Пыль

0,5

0,106

0,088

6

HCHO

0,05

-

0,0046

7

КИЗА

0,63

0,724

Город Волжск

8

СО

5,0

0,82

1,03

9

SO2

0,5

0,0014

0,0022

10

NO2

0,2

0,28

0,022

11

NO

0,4

0,016

0,013

12

Пыль

0,5

0,096

0,100

13

HCHO

0,05

-

0,0058

14

CH3SH

0,006

0,0013

0,0007

15

КИЗА

0,53

0,884

Город Козьмодемьянск

16

СО

5,0

1,02

1,08

17

SO2

0,5

0,0012

0,0020

18

NO2

0,2

0,030

0,023

19

NO

0,4

0,017

0,014

20

Пыль

0,5

0,100

0,090

21

HCHO

0,05

-

0,0043

22

КИЗА

0,58

0,687

СО – оксид углерода; SO2 – диоксид серы; NO2 – диоксид азота; NO – оксид азота; НСНО – формальдегид; CH3SH – метилмеркаптан.

Комплексный индекс загрязнения атмосферы (КИЗА) - количественная характеристика уровня загрязнения атмосферы, создаваемого веществами, присутствующими в атмосфере города. В соответствии с существующей градацией, уровень загрязнения атмосферного воздуха считается: низким при КИЗА < 5, повышенным при КИЗА от 5 до 6; высоким при КИЗА от 7 до 13; очень высоким при КИЗА > 14. Сравнительная характеристика значений КИЗА в городах РМЭ за 2011-2018 годы представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 - Сравнительная характеристика значений КИЗА в городах РМЭ за 2011-2018 годы

Оценка уровня загрязнения атмосферы по среднему значению КИЗА в текущем году позволила распределить маршрутные посты наблюдений по степени загрязнения в следующем порядке (таблица 7).

Таблица 7 - Уровень загрязнения атмосферы г. Йошкар-Олы по среднему значению КИЗА за 2018 год

№ п/п

Наименование поста

КИЗА, 2018 г.

1

ПОСТ №1: Центральный парк, район ДК ХХХ - летия Победы;

0,710

2

ПОСТ №2: Микрорайон «Нагорный», ул. Кирпичная,

общеобразовательная школа № 24;

0,710

3

ПОСТ №3: Район завода ОАО «ОКТБ Кристалл», ул. Строителей – ул. Крылова;

0,937

4

ПОСТ №4: Район водозабора города Йошкар-Олы, правый берег реки М. Кокшага (фоновый пост).

0,539

В городах Йошкар-Оле, Волжске, Козьмодемьянске в 2018 году увеличился комплексный ИЗА по сравнению с 2017 годом, что указывает на увеличение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах. На маршрутных постах города Йошкар-Олы в 2018 году значения КИЗА возросли по сравнению с 2017 годом. Сравнительная характеристика КИЗА на постах г.Йошкар-Олы за 2011-2018 гг. представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 - Сравнительная характеристика КИЗА на постах г.Йошкар-Олы

за 2011-2018 гг.

За период наблюдений с 2011 по 2018 гг. уровень загрязнения атмосферного воздуха по среднему значению комплексного ИЗА на всех маршрутных постах отдельно взятых городов Республики Марий Эл повысился и соответствовал гигиеническим нормативам в атмосферном воздухе для населенных мест.

2.2 Анализ качества поверхностных вод на территории Республики Марий Эл

На территории Республики Марий Эл по состоянию на 1 января 2019 г. используется 1206 источников питьевого водоснабжения, все из них имеют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водного объекта правилам и условиям безопасности для здоровья населения. Источников нецентрализованного водоснабжения – 896 (в 2017 г. – 934).

Поверхностный источник водоснабжения в республике с 2012 года не используется. Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл с января 2006 года организован мониторинг санитарно-технического состояния водопроводных сооружений в разрезе муниципальных образований, объемов проведенных ремонтно-восстановительных работ на объектах водоснабжения, затраченных финансовых средств. Результаты проводимого мониторинга в ежемесячном режиме доводятся до органов власти республики для принятия управленческих решений.

Как и в предыдущие годы, в 2018 году основными причинами ухудшения качества питьевой воды являлись факторы природного характера (повышенное содержание в воде водоносных горизонтов соединений железа, повышенный уровень минерализации), отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников.

За 2018 год по результатам исследований воды из централизованных источников водоснабжения удельный вес проб, не соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических норм по микробиологическим показателям, составил 1,0 % (в 2017 г. – 1,0 %), по санитарно-химическим показателям – 3,4 % (в 2017 г. – 3,7 %).

Удельный вес проб воды из источников децентрализованного водоснабжения, несоответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических норм по микробиологическим показателям, составил 6,7 % (в 2017 г. – 8,6 %), по санитарно- химическим показателям –4,6 % (в 2017 г. – 4,3 %). Удельный вес населения, обеспеченного доброкачественной питьевой водой, на протяжении последних трёх лет составляет 98,7 %.

В 2018 году удельный вес источников централизованного водоснабжения, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям из-за отсутствия зон санитарной охраны, составил 0 % (в 2017 г. – 0,5 %;в 2015-2016 гг. – 0,7 %; в 2014 г. – 0,9 %), в том числе поверхностных – 0 % (в 2014-2017 гг. – 0 %), подземных – 0 % (в 2017 г. – 0,5 %;в 2016 г. – 0,7 %; в 2015 г. – 0,9 %; в 2014 г. – 0,9 %) (таблица 8).

Таблица 8 - Состояние подземных источников централизованного питьевого водоснабжения и качество воды в месте водозабора (по Республике Марий Эл) в 2015-2018 гг.

Показатели

2015

2016

2017

СМУ

2018

сравн. 2018 г.

со

СМУ

Количество источников

1206

1206

1206

1206

1206

=

из них не отвечает санитарным правилам

и нормативам (в %)

0,7

0,7

0,5

0,6

0,0

-0,6

в том числе из-за отсутствия зоны санитарной охраны (в %)

0,7

0,7

0,5

0,6

0,0

-0,6

Доля проб воды, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (в %)

6,7

4,4

3,7

4,9

3,4

-1,5

в том числе по содержанию солей тяжелых металлов

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

=

Доля проб воды, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям (в %)

0,7

0,2

1,0

0,6

1,0

+0,4

в том числе с выделенными возбудителями инфекционных заболеваний (в %)

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

=

Доля подземных источников, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям (в %)

0,7

0,7

0,5

0,6

0,0

-0,6

Доля подземных источников централизованного водоснабжения, не отвечающих санитарно- эпидемиологическим требованиям из-за

отсутствия ЗСО (в %)

0,7

0,7

0,5

0,6

0,0

-0,6

Доля проб воды в подземных источниках централизованного водоснабжения, не соответствующих санитарным требованиям по санитарно-химическим показателям (в%)

6,7

4,4

4,8

5,3

3,8

-1,5

Доля проб воды в подземных источниках централизованного водоснабжения, не соответствующих санитарным требованиям

по микробиологическим показателям (в %)

0,7

0,7

1,2

0,9

0,7

-0,2

Удельный вес проб воды из источников питьевого централизованного водоснабжения, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим нормам по микробиологическим показателям, составил 0,7 % (в 2017 г. – 1,2 %; в 2015- 2016 гг. – 0,7 %), по санитарно-химическим показателям – 3,8 % (в 2017 г. – 4,8 %; в 2016 г. – 4,4 %; в 2015 г. – 6,7 %); проб воды, несоответствующих санитарным требованиям по паразитологическим показателям, не отмечено (в 2010-2016 гг. – 0 %).

В связи с тем, что в 2012-2018 гг. поверхностный водозабор не использовался для централизованного водоснабжения населения, пробы воды из данного источника не исследовались. Доля источников централизованного водоснабжения, исследованных по показателям суммарной а-, В-активности и природных радионуклидов, в 2018 году составила 56,0 % (в 2017 г. – 45,2 %;в 2016 г. – 30,0 %; в 2015 г. – 58,9 %). Превышений контрольных уровней по данным показателям не установлено (в 2010- 2016 гг. – 0 %). Исследования на содержание техногенных радионуклидов в 2018 году не проводились в связи с отсутствием необходимости.

Качество воды реки Ветлуги (п. Марьино) по сравнению с прошлым годом не изменилось и оценивалось разрядом «загрязненная». Характерными загрязняющими веществами являлись железо общее, трудноокисляемые органические вещества по величине ХПК, легкоокисляемые органические вещества по величине БПК5.

Среднегодовые концентрации составили: железа общего – 5,8 ПДК, трудноокисляемых органических веществ по величине ХПК – 1,7 ПДК, легкоокисляемых органических веществ по величине БПК5 – 1,1 ПДК. Максимальные концентрации железа общего достигли 12,9 ПДК, трудноокисляемых органических веществ по величине ХПК – 2,5 ПДК, легкоокисляемых органических веществ по величине БПК5 – 2,5 ПДК.

Кислородный режим был благоприятный. В течение года концентрация растворенного кислорода была ниже нормы в июне. Качество воды реки Малая Кокшага (п. Куяр) в сравнении с прошлым годом ухудшилось с переходом из разряда «очень загрязненных» вод в разряд «грязных».

Основными загрязняющими веществами были железо общее, азот нитритный, азот аммонийный, легкоокисляемые органические вещества по величине БПК5, трудноокисляемые органические вещества по величине ХПК, фосфаты, фенолы. Среднегодовые концентрации железа общего и азота нитритного составили 2,1 ПДК, фосфатов, легкоокисляемых органических веществ по величине БПК5, фенолов – 1,6 ПДК - 1,8 ПДК, азота аммонийного и трудноокисляемых органических веществ по величине ХПК – 1,3 ПДК.

Максимальная концентрация железа общего составили 5,7 ПДК, азота нитритного – 9 ПДК, фенолов – 5 ПДК, азота аммонийного – 3,4 ПДК, легкоокисляемых органических веществ по величине БПК5 – 3 ПДК, трудноокисляемых органических веществ по величине ХПК - 2 ПДК, фосфатов – 2,3 ПДК.

Кислородный режим был благоприятный. В течение года концентрация растворенного кислорода была ниже нормы в июне и в августе. Качество воды реки Илеть (п. Красногорский) по сравнению с прошлым годом не изменилось и оценивалось разрядом «очень загрязненная». Кислородный режим был в пределах нормы.

Основными загрязняющими веществами были сульфаты, железо общее, легкоокисляемые органические вещества по величине БПК5, трудноокисляемые органические вещества по величине ХПК. Среднегодовые концентрации сульфатов составили 2,8 ПДК, железа общего – 1,4 ПДК, легкоокисляемых органических веществ по величине БПК5 – 1,3 ПДК, трудноокисляемых органических веществ по величине ХПК – 1,1 ПДК. Максимальная концентрация сульфатов достигали 4,5 ПДК, железа общего – 5 ПДК, легкоокисляемых органических веществ по величине БПК5 – 3 ПДК, трудноокисляемых органических веществ по величине ХПК – 1,8 ПДК.

В республике ежегодно ведется государственный мониторинг поверхностных водных объектов, включающий в себя наблюдения за состоянием вод, состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменений морфометрических особенностей водных объектов, направленный на своевременное выявление и прогнозирование развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработку и реализацию мер по предотвращению негативных последствий этих процессов, оценку эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов, информационное обеспечение управления в области использования и охраны водных объектов.

На региональном уровне в 2018 году осуществлена оценка состояния вод реки М.Кокшага, в местах сброса ливневых и условно чистых вод, их предполагаемого влияния на водный объект, а также рек Нолька и Ошла (17 пунктов наблюдений, 27 точек отбора проб); состояния донных отложений поверхностных водных объектов (27 пунктов наблюдений, 48 точек отбора проб) на 19 реках.

Динамика изменений средних концентраций (мг/дм3) биогенных элементов и взвешенных веществ в природной воде реки М. Кокшаги в черте г. Йошкар-Олы и в н.п. Куяр в установленных точках отбора в 2018 году представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 - Динамика изменений средних концентраций (мг/дм3) биогенных элементов и взвешенных веществ в природной воде

Динамика изменений качества природной воды реки М. Кокшаги в черте г. Йошкар-Олы и в н.п. Куяр в установленных точках отбора в 2017-2018 гг. по среднему значению ИЗВ представлена на рисунке 7.

Рисунок 7 - Динамика изменения качества вод по ИЗВ р. М. Кокшага

Динамика изменений средних концентраций (мг/дм3) биогенных элементов и взвешенных веществ в природной воде реки Нольки в установленных точках отбора в 2018 году представлена на рисунке 8.

Рисунок 8 - Динамика изменений средних концентраций (мг/дм3) биогенных элементов и взвешенных веществ в природной воде реки Нольки

Динамика изменения качества природной воды по течению реки Нольки установленных точках отбора в 2018 г. по среднему значению ИЗВ представлена на рисунке 9.

Рисунок 9 - Динамика изменения качества вод по ИЗВ р. Нолька

в 2018 г.

В 2018 году на реках республики отобраны и проанализированы 49 проб донных отложений. Между донными отложениями и водой происходит непрерывный процесс обмена, при котором в донные отложения переходят взвешенные вещества, коллоиды гидроксидов металлов, отмершие растительные и животные остатки, продукты окисления органических веществ, вещества антропогенного происхождения.

При расчете суммарного показателя загрязнений донных отложений были выбраны металлы, имеющие наиболее высокие классы опасности: медь, цинк, кадмий. В донных отложениях реки Нольки определялось также содержание нефтепродуктов. В 2018 году 30 исследованных проб донных отложений водных объектов по содержанию металлов соответствовали уровню загрязнения «незагрязненные».

2.3 Анализ чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера в Республике Марий Эл

В 2018 году на территории республики режим чрезвычайной ситуации не вводился. Наблюдались опасные природные явления: февраль-март – аномально холодная погода; май – заморозки, шквал 25 м/с; июнь - заморозки; сентябрь – заморозки.

В 2018 году на территории Республики Марий Эл чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера не зарегистрировано. За аналогичный период прошлого года зарегистрирована 1 ЧС техногенного характера, муниципального уровня, вызванная дорожно-транспортным происшествием с тяжкими последствиями.

Рисунок 10 - Динамика изменения количества ЧС, произошедших

в 2011 - 2018 годах на территории Республики Марий Эл

Работа по подготовке к пропуску весеннего половодья 2018 года в Республике Марий Эл начата заблаговременно. Осенью 2017 года был организован и проведен комплекс организационно- технических мероприятий, направленных на обеспечение безаварийного пропуска весеннего половодья. Муниципальными комиссиями проведены обследования всех гидротехнических сооружений муниципальной собственности.

Республиканскими межведомственными комиссиями проведены рейдовые обследования 23-х ГТС, находящихся в ограниченно работоспособном состоянии и требующих капитального ремонта. В 2017 году выполнен капитальный ремонт и приняты в эксплуатацию 4 ГТС. В 2018 году мероприятия по обеспечению безаварийного пропуска половодья осуществлялись в соответствии с Планом организационно-технических мероприятий по безаварийному пропуску весеннего паводка в 2018 году, утвержденным 8 февраля 2018 года на заседании Правительственной комиссии Республики Марий Эл по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. В ходе проводимого мониторинга в период с 11 по 21 апреля зарегистрирован подъем уровней воды на реках республики. С 22 апреля на малых реках происходило снижение уровней воды. В связи с началом резкого подъема уровней паводковых вод в период с 20 по 25 апреля органы управления и силы ТП РСЧС были переведены в режим функционирования «Повышенная готовность».

По итогам прохождения паводка 2018 года подтоплений территорий от водных объектов, требующих эвакуации населения, не зарегистрировано. Спасательные формирования находились в готовности, но не применялись, спасательные и взрывные работы не проводились.

Пожароопасный сезон в 2018 году в Республике Марий Эл продолжался с 25 апреля по 8 октября 2018 года. В 2018 году в Республике Марий Эл произошло 46 природных пожаров на общей площади 49,67 га.

На территории республики в зоне особого внимания в пожароопасный период находились 190 объектов, подверженных угрозе природных пожаров.

С 1 мая 2018 г. до окончания пожароопасного периода было организовано дежурство патрульных групп в населенных пунктах республики, подверженных угрозе лесных пожаров, и в населенных пунктах, расположенных вблизи СНТ, граничащих с лесными массивами и подверженных угрозе распространения лесных пожаров.

Мониторинг за лесопожарной обстановкой осуществлялся в круглосуточном режиме. Непрерывно велся учет количества и площади очагов природных пожаров. Ежедневно отслеживались количество и площадь природных пожаров, количество сил и средств, привлеченных для их тушения, а также возможная угроза населенным пунктам и социальным объектам. На пункте диспетчерского управления СГАУ Республики Марий Эл «Авиалесоохрана» функционировала круглосуточная телефонная линия.

С 12 июля по 31 июля 2018 г. на территории лесного фонда республики был установлен особый противопожарный режим. В результате выполненных мероприятий в 2018 году на территории Республики Марий Эл крупных лесных пожаров и пожаров, создающих угрозу населенным пунктам, не зарегистрировано.

В различных отраслях экономики Республики Марий Эл находится в эксплуатации 28 взрывопожароопасных потенциально опасных объектов экономики. В южной части республики проложены 4 магистрали газопроводов Ямбург – Елец, Нижняя Тура – Нижний Новгород, Уренгой – Центр и Ямбург – Западная граница «Прогресс» протяженностью от 45 до 150 км. Трассы газопроводов проходят через лесные массивы, пересекают реки Волга, Илеть и Юшут. К наиболее напряженным участкам, где возможны аварии, относятся компрессорные станции, так как они работают на повышенных скоростях движения газа, при повышенных давлениях и наличии вибрации.

В северной части республики проложена магистраль нефтепровода Сургут - Полоцк длиной 249 км, которую обслуживает Марийское районное нефтепроводное управление (МРНУ). На линейной части нефтепровода расположены: запорная аппаратура, средства телеметрического контроля, выносные пульты их управления, необслуживаемые пункты связи, вдольтрассовая высоковольтная линия, трансформаторные подстанции.

Таким образом, опасность техносферы для населения и окружающей среды на территории Республики Марий Эл обусловливается наличием в промышленности, энергетике, коммунальном хозяйстве химически опасных объектов, пожароопасных и взрывоопасных технологий и производств. Причиной возникновения аварий на производствах повышенного риска может послужить высокий уровень выработки ресурса технологического оборудования, отсутствие многоплановы профилактических работ, отсутствие модернизаций, коррозионное разрушение газопроводов, брак строительно-монтажных работ или группы механических повреждений.

Заключение

Опыт проведения защитных мероприятий по повышению безопасности населения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, материалы конференций и совещаний по решению данной проблемы показывают, что дальнейшее совершенствование РСЧС целесообразно проводить в следующих направлениях:

- разработка и внедрение единой законодательной и нормативно- правовой базы (в том числе и международной), конкретизирующей ответственность органов исполнительной власти всех уровней и исключающей дублирование их функций;

- создание единой автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС;

- дальнейшее совершенствование организационно-структурных формирований РСЧС на всех уровнях и оптимальное перераспределение их полномочий, финансовых возможностей и ответственности в сфере обеспечения безопасности населения от чрезвычайных ситуаций;

- более полное обеспечение и повышение эффективности мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и средств защиты от них на объектовом уровне;

- дальнейшее совершенствование и техническое обеспечение системы обучения и подготовки руководящих кадров, специализированных подразделений и населения;

- формирование унифицированного методического и программного обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- создание глобальной системы предупреждения и борьбы со стихийными бедствиями.

Реализация перечисленных направлений развития РСЧС позволит создать единое нормативное, правовое, организационное и информационное пространство, что позволит обеспечить более качественную подготовку кадров и эффективное решение задач по защите населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Целью в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является сохранение благоприятной окружающей среды, повышение уровня экологической безопасности.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

- стабилизация экологической обстановки и улучшение качества жизни населения Республики Марий Эл;

- сокращение накопленного экологического ущерба;

- экономическое стимулирование хозяйствующих субъектов Республики Марий Эл по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

- сохранение биологического разнообразия и природных ресурсов;

- повышение уровня экологической культуры граждан.

Основными направлениями по решению поставленных задач являются:

- защита окружающей среды и населения от неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления, загрязненности атмосферного воздуха, сточных и паводковых вод;

- внедрение современных методов утилизации и переработки бытовых отходов с применением современных технологий, введение системы раздельного сбора бытовых отходов;

- защита от загрязнения подземных вод – как ресурса питьевого водоснабжения;

- привлечение к решению экологических вопросов частных инвесторов и реализация проектов на принципах государственно-частного партнерства;

- привлечение федеральных средств на реализацию природоохранных мероприятий;

- совершенствование системы организации и развития экологического образования и формирования экологической культуры среди населения (проведение дней защиты от экологической опасности, подготовка издания государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды в Республике Марий Эл);

- развитие сети особо охраняемых природных территорий на основе комплексного (ландшафтного) подхода с учетом сохранения биоразнообразия;

- совершенствование системы государственного мониторинга природных ресурсов и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая автоматизированный сбор и текущий анализ информации, а также дистанционные методы зондирования и ГИС – технологий.

Список используемых источников

  1. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2008 года № 794 // СПС «Гарант»
  2. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ // СПС «Гарант»
  3. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2017 г. № 304 // СПС «Гарант»
  4. О спасательных воинских формированиях министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Указ Президента Российской федерации от 30.09.2016 // СПС «Гарант»
  5. О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2017 года № 114-ФЗ // СПС «Гарант»
  6. О противодействии терроризму: федеральный закон Российской Федерации от 6.03.2016 года № 35-ФЗ // СПС «Гарант»
  7. О пожарной безопасности: федеральный закон Российской Федерации от 22.08.2014 года № 122-ФЗ // СПС «Гарант».
  8. Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учебное пособие // В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.П. Фалеев и др.- М.: «Высшая школа», 2017.- 289 с.
  9. Безопасность в чрезвычайных ситуациях / под ред. Н.К. Шишкина. М.: ГУУ, 2015.- 244 с.
  10. Вишняков Я.Д. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в ЧС: учебное пособие / Я.Д. Вишняков и др. М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 209 с.
  11. Грозовский Г.Л. Чрезвычайные ситуации и гражданская оборона.- СПб. 2016.- 178 с.
  12. Доклад об экологической ситуации в Республике Марий Эл за 2018 год.- Ижевск: ООО «Принт», 2019. – 190 с.
  13. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) // fireman.club/inseklodepia/edinaya-gosudarstvennaya-sistema-preduprezhdeniya-i-likvidacii-chrezvychajnyx-situacij-rschs/
  14. Емельянов В.М. Коханов В.Н. Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.- М.: Академический проспект, 2017.- 322 с.
  15. Защита и действия населения в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для высшей школы / Под руководством к.в.н. Е.И. Насса; под. ред. к.т.н. А.С. Клецова.- М., 2014.- 295 с.
  16. Концепция создания и развития Российской системы гражданской защиты до 2020 года. // «Гражданская защита», октябрь 2015.
  17. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях / Б.С. Мастрюков. М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 265 с.
  18. Матвеев А.В., Коваленко А.И. Основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. СПб. 2017.- 321 с.
  19. Методические рекомендации по планированию, подготовки эвакуации населения // «Гражданская защита», 2017, №12.
  20. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: электронное учебное пособие / МЧС России // СПС «Гарант»
  21. Пьянзин М.П. Гражданская защита: учебное пособие / Н.Новгород: НГАСУ, 2014.- 290 с.
  22. Фалеев М.П. Гражданская оборона и предупреждение чрезвычайных ситуаций: методическое пособие / М.П. Фалеев, М.: Институт риска и безопасности, 2016.- 144 с.
Telegram Bot