Cовременные технологии взаимодействия с населением в сфере ЖКХ
Содержание
1. Теоретические аспекты развития современных технологий в управления ЖКХ 6
1.1. Современные технологии в сфере ЖКХ 6
1.2. Процесс внедрения инновационных технологий в ЖКХ 9
1.3. Пути повышения эффективности управления в сфере ЖКХ 14
2. Анализ деятельности и оценка эффективности управления в АО ЖЭУК «Заречная» 19
2.1. Общая характеристика организации АО ЖЭУК «Заречная» 19
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности АО ЖЭУК «Заречная» 22
2.3. Функции, задачи и организация работы по взаимодействию с населением АО ЖЭУК «Заречная» 28
3.1. Анализ и оценка эффективности взаимодействия с населением 33
3.2. SWOT-анализ деятельности в области взаимодействия с населением АО ЖЭУК «Заречная» 36
Список использованных источников 45
Современный рынок жилищно-коммунальных услуг – это высококонкурентная среда. С одной стороны, в борьбе за право управлять определенным жилым фондом, Управляющая Компания должна иметь очевидные преимущества перед конкурентами. Решающее значение играет экономическая эффективность и стабильность работы каждого подразделения (в том числе и центров начислений и расчетно-кассовых служб). С другой стороны, администрация городов зачастую заинтересована в создании единых информационных систем, не только обеспечивающих единое информационное пространство, но и обеспечивающее единые стандарты предоставления сервиса жителям, единые форматы обмена данными и единую идеологию учета.
Все это крайне важно в условиях борьбы за федеральный бюджет, финансирование капитального ремонта и сноса ветхого жилья. Еще одной заинтересованной стороной этого процесса являются поставщики ресурсов. Часто их роль и влияние пытаются ограничивать границами раздела сетей или суммовыми финансовыми документами. Такая политика недальновидна, так как зачастую эти поставщики являются естественными монополистами в своем секторе и являются заложниками неправильной политики своих клиентов.
Кризис неплатежей, возникший в отдельно взятой Управляющей компании, может затруднить закупку топлива для котельных, что приведет к ограничениями или отключениям, в том числе, и добросовестных плательщиков и как следствие новый виток неплатежей. В условиях, когда вероятность обеспечения 100%-ого сбора начислений за ЖКУ мало, коллапс системы лишь очень вероятен. Следовательно, актуальны следующие вопросы: 1) возможен ли компромисс между желанием выделяться и быть в единой системе? 2) чье мнение должно быть учтено при автоматизации города? 3) какими принципами нужно руководиться при выборе систем автоматизации?
Актуальность предмета «Технология взаимодействия с населением» заключается в следующем: исследование процессов взаимодействия власти и общества в современном информационном пространстве, приобретает характер особой актуальности.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что учитывая также значительные информационно-технологические трудности отдельных регионов, проблему цифрового разрыва, анализ новых институциональных практик взаимодействия власти и общества на уровне субъектов Российской Федерации, политической и нормативной правовой базы их осуществлении, позволит выработать необходимые предложения и рекомендации по оптимизации (повышению эффективности) взаимодействия между АО ЖЭУК «Заречная» и населением в коммуникационном пространстве российских регионов.
Целью данной работы является применение современных технологий взаимодействия с населением в АО ЖЭУК «Заречная».
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить современные технологии в сфере ЖКХ;
- изучить процесс внедрения инновационных технологий в ЖКХ;
- исследовать пути повышения эффективности управления в сфере ЖКХ;
- дать общую характеристику АО ЖЭУК «Заречная»;
- провести анализ основных технико-экономических показателей деятельности АО ЖЭУК «Заречная»;
изучить функции, задачи и организация работы по взаимодействию с населением АО ЖЭУК «Заречная»;
- провести анализ и дать оценку эффективности по взаимодействию с населением АО ЖЭУК «Заречная»;
- провести SWOT-анализ деятельности в области взаимодействия с населением АО ЖЭУК «Заречная»;
- разработать мероприятия по совершенствованию деятельности в АО ЖЭУК «Заречная» с внедрением современных технологий при взаимодействиях с населением.
Предметом исследования является современные технология взаимодействия с населением.
Объект исследования выступает взаимодействие с населением в АО ЖЭУК «Заречная».
Степень научной разработанности темы. Данное исследование базируется на трудах следующих авторов: Л. Гурьянов, В. Слета, О. Л. Данилов, А. Б. Гаряев, И. В. Яковлев, А. В. Клименко, А. С. Иванов, С. Г. Исхакова, А. А. Волков, Т. А. Мозжухина, А. Е. Паршков, Янц П. Д. и прочих.
Информационная база исследования включает труды отечественных и зарубежных социологов, философов, специалистов в области социологии коммуникации, социологии управления, теории информационного общества, изучающих подходы к анализу проблем информационного общества, теории и моделям коммуникации.
Методологическая основа исследования включает историко-генетический подход к изучению социальных процессов, применение методологии системного подхода к изучению социальных институтов и процессов, общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнительный анализ).
Структура работы обусловлена ее целями и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические аспекты развития современных технологий в управления ЖКХ
1.1. Современные технологии в сфере ЖКХ
Еще несколько лет назад главными словами продавцов программных в сфере ЖКХ продуктов были слова «единая квитанция» и «единое окно». И если первое повсеместно внедрено, то второе так и осталось политическим лозунгом, единственная цель которого создать иллюзию движения вперед. Узкая специализация, ведомственные ограничения и просто здравый смысл не позволят обеспечить обслуживание одним специалистом разнородных функций в 1 окне. Совершенно другое дело, когда различные специалисты работают в едином информационном поле, каждый используя специализированный интерфейс, обеспечивая друг друга оперативной информацией, необходимой для выполнения собственных функций [18, c.44].
Большинству жителей все равно как называется его Управляющая компания и какое ПО она использует. Человеку, во-первых, хочется, чтобы у него было чисто в подъезде и дворе, тепло и сухо в доме, а из крана шла вода. Во-вторых, чтобы ему правильно начислили платеж, и было удобно платить. И, только в-третьих, в крайнем случае, ему обоснованно и без очереди объяснили - за что с него берут деньги. Именно здесь, в конфликтной ситуации, он сталкивается с автоматизацией.
Ни для кого не секрет, что 50% работы крупных Управляющих компаний связано с аналитическим учетом. Сейчас мало иметь договоры с поставщиками ресурсов, десяток мастеров и диспетчерскую. Нужно уметь не только оказать качественную услугу, правильно рассчитать стоимость, но и оперативно отслеживать динамику ее изменения. Начисления, задолженности, объемы полученных ресурсов, тарифы – сотни цифр, определяющих будущее УК.
С учетом скорости изменения ситуации, в них легко запутаться. Важно не упустить момент принятия решения и на основе достоверных и актуальных данных сделать нужный вывод. Выход – современные информационные технологии. Сама по себе автоматизация предприятия не гарантирует успеха. Часто компании выбираю крайние решения: развитие собственного программного обеспечения или передача всех информационных сервисов внешним компаниям. Очевидно, что первое решение обрекает предприятие на зависимость от отдельного человека и, в конечном счете, на прекращение развития технологии, а второе – ставит компанию в полную зависимость от узкоспециализированных фирм, стремящихся унифицировать программное решение для всех клиентов [12, c.14].
Компромисс - это передача функций взаимодействия с абонентами специализированной организации – РКЦ и одновременно получения полного доступа ко всей информации для контроля. УК не имеющая детальной, оперативной и актуальной информации о своих жителях и состоянии платежей, обречена на банкротство и потерю доли рынка.
Ахиллесовой пятой автоматизации взаимодействия между управляющими компаниями и поставщиками ресурсов является естественный разрыв между стоимостью фактически поставленным ресурсом, начислениями населению с учетом индивидуальных приборов учета и реально собранными деньгами.
Неполнота и откровенная несовременность действующих законов дают возможность каждой из сторон откровенно злоупотреблять своим положением. Фактический баланс сил в конкретном городе может поставить в подчиненное положение, как УК так и поставщика. Без обеспечения прозрачности финансовых потоков, без сбалансированного договора и возможности проводить определенные законом корректировки и перерасчеты для населения, которые будут приниматься в расчеты поставщиками ресурсов и отделами пособий и социальных выплат, обеспечить это невозможно [4, c.28].
Основной задачей любого расчетно-кассового центра (РКЦ) – это выполнение посреднических функций между 3 основными игроками: людьми, управляющими компаниями и поставщиками ресурсов. Эти игроки готовы платить деньги, если их потребности учтены. РКЦ должен стать незаменимым участником системы, то есть предложить людям сеть касс и другие способы оплаты, правильно начислять задолженности, чтобы минимизировать конфликтные ситуации и не допустить потери управляющих компаний и стать гарантом своевременности и прозрачности перевода собранных денег. В случае, если РКЦ попытается стать самостоятельной силой, преследующей собственные интересы, деньги на автоматизацию будут потрачены зря.
На сегодняшний день вопрос об автоматизации давно перешел из плоскости выбора программного обеспечения в плоскость выбора технологий, так как отсутствует принципиальная разница между десятком программных продуктов предлагаемых на рынке. На любой презентации продавец стремится продемонстрировать наиболее выгодные стороны товара – упаковку и внешний вид. За час публичной демонстрации трудно разглядеть реальные функциональные возможности, которые и потребуются в реальной работе.
Выбор средств автоматизации должен базироваться на 3 условиях [13]:
- реализованная учетная политика и схема документооборота;
- функциональная полнота и разумная цена;
- конструктивное техническое и информационное сопровождение;
Проще говоря, выбирая систему автоматизация, необходимо четко понимать, что именно она автоматизирует (какую организацию и какие из ее отделов), что является предметом учета (договоры, деньги, кубические метры и т.п.), какая информация и насколько оперативно будет доступна участникам и партнерам (отчеты, деньги, задолженности и прочее). И самое главное, как , кем и в какие сроки будут решаться неизбежно возникающие проблемы и пожелания по доработке.
1.2. Процесс внедрения инновационных технологий в ЖКХ
С момента первых шагов реформирования местного самоуправления в современной России значимость и ответственность муниципальной власти в разы возросли. Примером использования инноваций в муниципальном управлении стал проект автоматизированной информационной системы для городской объединенной диспетчерской службы ЖКХ, реализованный в Кировске (Ленинградская область). За семь лет эффект от внедрения и эксплуатации автоматизированной системы ощутили все участники сферы ЖКХ: жители, администрация муниципального образования, управляющие компании, поставщики жилищно-коммунальных услуг
Эффективная городская инфраструктура означает безопасность и комфорт в широком смысле этого слова. Это общие требования к состоянию дорог и общественному транспорту, наличие школы и детского сада рядом с домом, возможность сходить в кинотеатр и поплавать в бассейне, получить качественное медицинское обслуживание и купить продукты в близлежащем магазине. И, конечно, сфера ЖКХ здесь занимает первое место [15, c.85].
Проект автоматизированной информационной системы для городской объединенной диспетчерской службы ЖКХ (АИС ГОДС ЖКХ) был реализован в Кировске (Ленинградская область) в 2010 г. К работе над проектом подтолкнули большие материальные и финансовые потери при отсутствии взаимодействия между администрацией муниципального образования «Кировск», управляющими и ресурсоснабжающими организациями. Не последнюю роль сыграли: 1) отсутствие объективной информации от управляющих организаций о состоянии дел на подведомственных им территориях; 2) низкое качество выполнения жилищно-коммунальных услуг; 3) социальная напряженность, растущая из-за нерешаемых вопросов в сфере ЖКХ на территории муниципального образования [5, c.28].
В рамках проекта АИС ГОДС ЖКХ была реализована модель взаимодействия субъектов сферы ЖКХ как универсальное решение, адаптированное к специфичным задачам по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения современных городов, что для России является наиболее актуальным.
Использование автоматизированной информационной системы в функционировании объединенной диспетчерской службы ЖКХ открыло новые возможности взаимодействия органов местного самоуправления, поставщиков и потребителей услуг и ресурсов ЖКХ. Для администрации муниципального образования – это наличие большого объема статистической информации, необходимой для оперативного принятия правильных управленческих решений в сфере городского хозяйства. Для поставщиков ЖКХ – гарантия законности и правильности начислений за оказанные услуги и производимых финансовых операций. Для населения – оперативная ликвидация аварийных ситуаций и, соответственно, уменьшение материальных потерь, разъяснительная работа, проведение перерасчетов, подтверждение оказания услуг поставщиками.
В основе АИС ГОДС ЖКХ находится облачное технологическое решение. Система построена в формате одного окна (входа, обработки и выхода) информационного обмена. АИС ГОДС ЖКХ предназначена для автоматической (системы диспетчеризации, телеметрии и Интернет) и полуавтоматической (диспетчерская служба) обработки потоков входящей и исходящей информации, поддержки принятия управленческих решений администрациями муниципальных образований, а также для оперативного управления ликвидацией аварийных ситуаций на объектах ЖКХ, контроля принимаемых решений и подготовки отчетной документации в режиме повседневной деятельности [5, c.30].
АИС ГОДС – это технологическая информационная платформа для взаимодействия субъектов сферы ЖКХ, включающая в себя базу данных и интерфейсы для разных групп пользователей с различным и специфичным функционалом для каждого интерфейса. Администрация муниципального образования, жители, управляющие и ресурсоснабжающие организации, сервисные компании, диспетчерская служба – каждая группа пользователей имеет свой интерфейс и доступ к информации, которая предназначена только для конкретного пользователя. Для каждой группы пользователей реализован специфичный набор функциональных возможностей [11, c.223] (рисунок 1).
Рисунок 1 - Факторы, влияющие на эффективность управления ЖКХ
Пользователь авторизуется в системе с помощью логина и пароля. Доступ к АИС осуществляется с любого устройства, имеющего доступ в Интернет (компьютер, планшет, смартфон). Житель оставляет обращение через личный кабинет или звонит в объединенную диспетчерскую службу ЖКХ города, работающую в нескольких режимах. Диспетчер операторской службы сообщает ему уникальный номер обращения и в процессе приема заносит обращение в базу данных автоматизированной информационной системы ГОДС. Обращения жителей передаются посредством автоматизированной информационной системы в управляющие или ресурсоснабжающие организации, где автоматически появляются на мониторе компьютера дежурного, который делает отметку, что обращение принято, и после решения задачи отмечает выполнение. Автоматизированная информационная система покажет нормативное время на выполнение обращения и отследит его состояние [10, c.75].
Внедрение комплексного решения АИС ГОДС ЖКХ позволило существенно повысить:
- энергетическую эффективность муниципального образования «Кировск» (сокращение сроков локализации и устранения аварийных ситуаций, а соответственно, сокращение потерь) – посчитать можно эмпирическим путем;
- качество предоставления жилищно-коммунальных услуг жителям (резкое уменьшение повторных обращений граждан и сокращение сроков реагирования на обращения, статистика, накопившаяся за семь лет);
- уровень информационного обеспечения администрации и населения муниципального образования (получение различной статистической информации в различных разрезах деятельности сферы ЖКХ города);
- оперативность и обоснованность реагирования администрации муниципального образования на аварийные ситуации и происшествия (объективная и актуальная информация в режиме онлайн);
- безопасность жизнедеятельности населения (жители знают, куда звонить, и могут получить оперативную информацию по действиям в аварийных ситуациях в системе ЖКХ).
Снизилась социальная напряженность, связанная с обслуживанием жилого фонда управляющими компаниями за счет мониторинга органами управления муниципального образования в режиме онлайн качества оказываемых потребителям услуг и скорости реагирования на обращения жителей.
Повысилась безопасность жизнедеятельности и минимизированы потери в случае аварийной ситуации за счет сокращения времени на реагирование на обращения и ликвидацию аварийных ситуаций.
И жители, и администрация муниципального образования видят в режиме онлайн всю предоставляемую АИС информацию об обращениях и работе управляющих компаний.
У администрации муниципального образования появился эффективный механизм управления жилищным хозяйством.
Резко повысилось качество обслуживания населения в сфере ЖКХ.
Радикально изменен уровень информационного обеспечения населения и администрации муниципального образования.
Реализована бесплатная поддержка в актуализированном состоянии информации о жилом и нежилом фонде, не зависящая от изменений в составе обслуживающих жилой фонд компаний.
Осуществлен автоматический контроль временных параметров исполнения обращений потребителей по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг.
Реализован механизм автоматического формирования и выдачи отчета рейтинга управляющих компаний.
Автоматизированная информационная система стала источником объективной информации для граждан и СМИ о работе управляющих организаций и состоянии объектов ЖКХ. АИС предоставила возможность [9, c.140]:
- формировать и анализировать информацию о повышении энергоэффективности объектов;
- гибко и эффективно планировать программы капитального ремонта;
- контролировать исполнение программ капитального ремонта и целевого расходования бюджетных средств и средств граждан.
АИС ГОДС ЖКХ – это современный управленческий инструмент на основе информационных технологий, включающий в себя инструменты общественного контроля за качеством предоставляемых управляющими компаниями услуг
Инновационность АИС ГОДС ЖКХ заключается в создании формализованной среды для организации технологического процесса по информационному взаимодействию, а значит обработке и получению объективной информации о происшествиях в сфере ЖКХ в режиме реального времени. Это и было основной задачей при создании и внедрении системы – организация эффективного взаимодействия между поставщиками и потребителями жилищных и коммунальных услуг конкретного поселения: жителями, управляющими и ресурсоснабжающими предприятиями, органами управления и т.д.
Проект является тиражируемым. Он «привязывается» к конкретному муниципальному образованию в срок, не превышающий трех недель. Общение с органами управления муниципалитетов северных европейских стран и даже Марокко вызывало неподдельный интерес и заинтересованность в реализации.
1.3. Пути повышения эффективности управления в сфере ЖКХ
Рассмотрим Пути повышения эффективности управления в сфере ЖКХ на примере Программного комплекса «ГРАД». Рассматривая технологию «Град», мы говорим о комплексной автоматизации всех участников современного ЖКХ. В информационное взаимодействие вовлечены не только городской РКЦ и Управляющие компании, но и Поставщики ресурсов, Отдел пособий и социальных выплат, Администрация, Банки, служба коллекторов (сбор просроченной задолженности), внешние платежные системы (Город, сети терминалов самообслуживания) и многое другое. В основе учета лежит централизованный учет объектов недвижимости, населения, потребляемых услуг и финансов. Схема документооборота учитывает все нормативные акты и четко разграничивает зоны ответственности [6, с.56] (рисунок 2).
Рисунок 2 - Схема документооборота
Программный комплекс «Град» предназначен для комплексной автоматизации городского ЖКХ как на базе городского РКЦ, так и отдельных участников системы (УК, Поставщиков ресурсов и других). ПК Град позволяет вести адресный реестр договоров, услуг, абонентов, тарифов, льгот, приборов учета. Делать индивидуальные и групповые начисления (в том числе с учетом общедомовых приборов учета), перерасчеты и корректировки. Начисление пени и розыгрыш призов. Прием в кассах оплат за услуги ЖКХ и любые другие услуги.
При автоматизации ЖКХ, ПК Град может стать основой общегородской (районной) информационной системы, обеспечивающей потребности многих служб в оперативной и достоверной информации. Программный комплекс работает в многопользовательском режиме, разграничивая права доступа как по признакам функциональной деятельности (роли), так и по правам управления (организации). ПК Град позволяет строить аналитические отчеты и интегрироваться с внешними информационными системами.
ПК «Град» - это промышленное решение, работающее в нескольких городах России в разных субъектах РФ по принципу «все включено» [17, c.117]:
1. Права на использование программы.
2. Помощь в переносе данных.
3. Внедрение программного комплекса.
4. Настройку отчетных форм.
5. Консультации практикующих специалистов.
6. Сопровождение программы.
7. Доработка функционала «под заказчика».
Единая система регистрационного учета населения – «Паспортный стол». Перевод в электронную форму подомовых, поквартирных карточек учета, сквозной поиск, учет родственных отношений, печать утвержденных форм.
Процессинговый центр для терминалов самообслуживания. Позволяет организовать безоператорный прием платежей как за стандартные услуги связи и интернет, так и за любые местные услуги: коммунальные, домофоны и прочее.
Подсистема графического вывода информации о сборах и задолженностях в разрезах по поставщикам ресурсов и управляющим компаниям ( готовиться разрез по домам). Доступ в режиме реального времени к суммовым итогам и статистики за любые прошлые периоды.
Система автоматизации коллекторских служб, позволяющая вести учет по срокам, сборам и мероприятиям по конкретным должникам. Автоматический учет комиссия, подготовка отчетов Поставщикам услуг и управляющим компаниям.
Таким образом, автоматизация ЖКХ выгодна [20, c.64]:
1. Жителям. Уверенность в органах управления. Жителям города автоматизация ЖКХ дала возможность получать информацию о проблемах, связанных с ЖКХ, в режиме реального времени. Авторизовавшись в системе, житель может: оставить обращение, увидеть справочную информацию по организациям, обслуживающим его объект, – УК, ТСЖ, ресурсоснабжающим организациям, сервисным организациям, установленные тарифы на услуги и ресурсы; изучить обобщенную информацию в паспорте объекта и приборах учета; использовать системы диспетчеризации, телеметрии и сигнализации, а также оповещения.
Благодаря АИС ГОДС ЖКХ появилась возможность более оперативно ликвидировать аварийные ситуации и, соответственно, уменьшать материальные потери; осуществлять разъяснительную работу; проводить перерасчеты, подтверждать оказание услуг поставщиками.
2. Администрации, который получила большой объем статистической информации, необходимой для оперативного принятия правильных управленческих решений в сфере городского хозяйства. Администрация использует возможности АИС в подготовке общегородского Регламента взаимодействия служб города по локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий на объектах городской жилищно-коммунальной инфраструктуры. В число задач, выполняемых автоматизированной информационной системой, входит сбор, упорядочение и обеспечение возможности получения всей необходимой информации, позволяющей принимать решения по поводу любой аварии или нештатной ситуации, возникающей в жилищно-коммунальном хозяйстве города.
Развитие информационной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и удовлетворяющей потребности в информационных услугах жителей города, управляющих, ресурсоснабжающих компаний и органов местного самоуправления, – одна из задач, реализуемых автоматизированной информационной системой ГОДС ЖКХ.
Комплексный подход к решению задач повышения эффективности управления сферой ЖКХ в муниципальном образовании.
Содействие в координации действий служб при аварийных ситуациях и авариях на объектах ЖКХ.
Взаимодействие с диспетчерскими службами ГО и ЧС, ГОВД, медпомощью, транспортом, компаниями по уборке мусора, пожарной охраной и др.
Мониторинг состояния предоставления коммунальных услуг и ресурсов.
Управляющим организациям - оптимизация работы, снижение затрат.
Автоматизация ЖКХ мотивирует управляющие организации работать качественно, без аварий. Если же качество плохое, значит, количество аварий резко возрастает. Поэтому УК заинтересованы в том, чтобы лучше обслуживать и, соответственно, снижать не только количество обращений, но и объем финансовых затрат на реагирование на обращения жителей. Автоматизация ЖКХ позволяет руководству управляющих компаний оптимизировать логистику работы, количество и качество ремонтного персонала своих предприятий. Сокращение своих диспетчерских служб позволило им в том числе сэкономить на содержании штатной численности.
Поставщикам услуг ЖКХ. Правильность начислений. АИС ГОДС ЖКХ позволяет гарантировать законность и правильность начислений за оказанные услуги и производимых финансовых операций.
2. Анализ деятельности и оценка эффективности управления в АО ЖЭУК «Заречная»
2.1. Общая характеристика организации АО ЖЭУК «Заречная»
Открытое акционерное общество «Жилищно-эксплуатационная управляющая компания «Заречная» находится по адресу Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д. 61, телефон (8362) 23-08-53. Официальный сайт и личный кабинет: http://www.12jkh.ru/kompaniya-zarechnaya/.
Целями деятельности общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Предметом деятельности общества являются: управление эксплуатацией жилого фонда; оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме; предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном жилом доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам; осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным жилым домом; осуществление других видов хозяйственной деятельности, не противоречащих законодательству России.
Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется специальными федеральными законами, общество может заниматься только при получении специального разрешения (лицензии).
На сегодняшний день АО ЖЭУК «Заречная» является одним из крупнейших предприятием жилищно-коммунального комплекса республики Марий Эл.
Структура управления предприятия АО ЖЭУК «Заречная» представлена на рисунке 3.
ДИРЕКТОР
Гл.бухгалтер
Зам.гл.бухгалтера
экономист
кассир
Бухгалтер по расчетам
Главный инженер
инженер
мастера
Бригады текущего
ремонта
Дворники, слесари, электрики
Начальник отдела по правовой и кадровой работе
Юрист-консультант
Паспортист
Специалист по кадрам
Рисунок 3 - Структура управления предприятия АО ЖЭУК «Заречная»
Руководство предприятием осуществляется исполнительным директором, действующим на принципах единоначалия. Директор действует без доверенности от имени предприятия, представляет интересы предприятия во всех предприятиях и организациях независимо от форм собственности, государственных органах в пределах, определяемых действующим законодательством. Заключает договоры (контракты), в том числе трудовые, выдает доверенности, пользуется правом распоряжения имуществом, средствами, находящимися на счетах предприятия, издает приказы и дает указания, обязательные для выполнения всеми работниками предприятия.
Директору подчиняются главный инженер, главный бухгалтер, отдел кадров, юрисконсульт. Для решения конкретных задач, связанных с развитием техники, планированием, организацией производства и другими вопросами деятельности предприятия, создаются соответствующие отделы и подразделения аппарата управления.
Предприятие само с учетом специализации утверждает перечень подлежащей изготовлению и поставке продукции и заключает с частными лицами и фирмами договора на изготовление и поставку продукции в заданном ассортименте.
Заместитель директора, работники назначаются по должности на договорной основе и освобождаются от должности директором предприятия.
При данном типе организационной структуры предприятия (линейно-функциональная) линейному руководителю, который подчиняется непосредственно директору, в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ и планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений. Такие подразделения проводят свои решения либо через высшего руководителя, либо прямо доводят их до специализированных служб или исполнителей на нижестоящем уровне.
Функциональные подразделения не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям.
Все подразделения АО ЖЭУК «Заречная» действуют в процессе производства взаимосвязано. Для их согласованной деятельности четко определены регламент работы каждого звена, методы и формы их взаимосвязи. С этой целью определены права, обязанности и ответственность каждого работника.
Организационная структура управления АО ЖЭУК «Заречная» характеризуется:
- четким разделением труда (квалифицированные специалисты в каждой области);
- высокой иерархией управления (кто кому подчиняется);
- наличием стандартов и правил;
- осуществлением найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями.
Главный бухгалтер АО ЖЭУК «Заречная» обеспечивает организацию бухгалтерского учёта на фирме и контроль за рациональным, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранность собственности фирмы.
Главный инженер осуществляет регулирование хода обслуживание жилищного фонда, руководство работой по оперативному регулированию хода ремонта жилищного фонда, руководит разработкой производственных планов и календарных графиков; разрабатывает смету затрат материальных ресурсов.
Начальники домоуправлений осуществляют руководство хозяйственно-финансовой деятельностью АО ЖЭУК «Заречная» в области сбыта работ по договорам, транспортного и административно-хозяйственного обслуживания, обеспечение эффективного использования материальных и финансовых ресурсов, снижение их потерь, ускорение обеспечиваемости оборотных средств.
Таким образом, состав управления АО ЖЭУК «Заречная» количественно и качественно обеспечен кадрами, уровень образования, квалификация, стаж работы руководящих работников удовлетворяют требованиям работы предприятия. Тенденции к замещению руководящих работников с более высоким уровнем образования и квалификацией пока не требуется.
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности АО ЖЭУК «Заречная»
Анализ финансовых результатов АО ЖЭУК «Заречная» за 2015-2017 гг. представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели финансовых результатов организации, тыс. руб.
Показатели | 2015г. | 2016г. | 2017г. | Изменение 2017/2015 | |
+,- | % | ||||
Выручка | 83 306 | 81 846 | 91 420 | ||
83 169 | 81 404 | 94 943 | 11 774 | 14,16 | |
Валовая прибыль (убыток) | 137 | 442 | -3 660 | -2671,53 | |
Прибыль (убыток) от продаж | 137 | 442 | -3 523 | -3 660 | -2671,53 |
Прочие доходы | 208 | 3 | 342 | 134 | 64,42 |
Прочие расходы | 306 | 382 | 939 | 633 | 206,86 |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 39 | 63 | -4 159 | - | |
Отложенные налоговые активы | 0 | 0 | 742 | 742 | - |
Отложенные налоговые обязательств | 0 | 8 | 6 | 6 | - |
Текущий налог на прибыль | 93 | 106 | 0 | -93 | - |
Иные платежи за счет прибыли | 0 | 0 | 215 | 215 | - |
Чистая прибыль (убыток) | -54 | -51 | -3 599 | -3 545 | 6564,81 |
Как можно сделать вывод из таблицы 1, выручка от продажи за 2017 год выросла на 8 114 тыс. руб. (+9,74%) по сравнению с 2015 годом. Себестоимость также выросла - на 11 774 тыс. руб. (+14,16%). Как следствие – снижение эффективности основной деятельности организации под опережающих темпов роста себестоимости оказанных услуг по отношению к темпу роста выручки. В результате опережающих темпов роста себестоимости валовая прибыль снизилась в 2017 году по сравнению с 2015 годом на 3523 тыс. руб.
Прибыль от реализации услуг снизилась в 2017 году по сравнению с 2015 годом аналогично. В 2015-2017 гг. организация вела операционную деятельность, расходы по ее обеспечению ежегодно росли в 2015-2017 гг., что в конечном итоге отразилось на дальнейшем ухудшении финансовых результатов, вследствие чего прибыль до налогообложения снизилась с 39 тыс. руб. в 2015 году до убытка в 4120 тыс. руб. в 2017 году. Чистая убыток также значительно вырос – с 54 до 3599 тыс. рублей.
Для оценки эффективности управления оборотными активами рассчитаем показатели деловой активности, к которым относятся показатели оборачиваемости (таблица 2).
Таблица 2 - Коэффициенты деловой активности
Наименование показателей | 2015г. | 2016г. | 2017г. | Откл. |
А – общие показатели оборачиваемости | ||||
1. Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача) | 5,73 | 6,52 | 5,88 | 0,14 |
2. Коэффициент оборачиваемости мобильных средств | 5,90 | 6,71 | 6,14 | 0,24 |
3. Коэффициент отдачи собственного капитала. | 24,96 | 23,85 | 46,31 | 21,36 |
Б – показатели управления активами | ||||
4. Оборачиваемость материальных ресурсов | 12 | 12 | 13 | 1 |
5. Оборачиваемость денежных средств | 10 | 9 | 15 | 5 |
6. Оборачиваемость средств в расчетах (дебиторской задолженности) | 38 | 32 | 30 | -8 |
7. Оборачиваемость кредиторской задолженности | 47 | 38 | 52 | 5 |
8. Период погашения задолженности поставщикам | 3 | 2 | 2 | -1 |
Для АО ЖЭУК «Заречная» в отчетном периоде динамика коэффициентов деловой активности является двоякой. Длительность оборачиваемости материальных ресурсов снижается, что является положительной тенденцией.
Это вызвано ускорением оборачиваемости запасов. Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача) снижается, что характеризуется положительно, так как темпы роста выручки опережают темпы роста имущества организации, то есть дополнительный прирост выручки обеспечивается меньшим вложением в активы.
Коэффициент оборачиваемости мобильных средств при этом ежегодно снижается, что характеризуется негативно, так как темы роста оборотных активов опережают темпы роста выручки. Коэффициент отдачи собственного капитала ежегодно растет, что характеризуется положительно, так как собственники получают больше выручки на каждый вложенный рубль. Период погашения задолженности поставщикам несколько снизился в исследуемом периоде.
Динамика рентабельности АО ЖЭУК «Заречная» в 2015-2017 гг. представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Динамика рентабельности предприятия
Нерентабельность деятельности организации на протяжении 2015-2017 гг. растет, что говорит об опережающем темпе роста цен на сырье и материалы по сравнению с темпами роста цен на продукцию (работы, услуги).
Нерентабельность продаж также растет, что характеризуется отрицательно и говорит о росте эффективности сбытовой политики предприятия. Темпы роста выручки затрат опережают темпы роста выручки от реализации, что говорит о снижении эффективности деятельности организации. Прирост материальных затрат вызван ростом удельных затрат на единицу продукции. Прирост затрат на оплату труда связан с ростом заработной платы.
Нерентабельность активов также значительно выросла.
Чтобы дать характеристику возможности анализируемого предприятия своевременно расплачиваться с финансовыми обязательствами, необходимо рассчитать следующие показатели (рисунок 5).
Рисунок 5 - Показатели ликвидности и платежеспособности предприятия
Как видно из данных рисунка 5, значение коэффициента абсолютной ликвидности на конец отчетного периода соответствовало нормативному ограничению. Таким образом, предприятие имеет достаточную срочную платежеспособность (33% при нормативе не менее 20%).
Коэффициент критической ликвидности соответствует нормативу (> 1) в 2015-2016 гг., однако в 2017 году снизился до 0,77.
Коэффициент текущей ликвидности по итогам 2017 года равен 0,99, что уже не соответствует минимальному нормативу (>=1).
Коэффициент обеспеченности собственными средствами в 2015-2016 гг. был достаточным (>=0,1), то есть у предприятия имелись собственные оборотные средства, однако по итогам 2017 года стал отрицательным (-0,03).
Доля оборотных средств в активах ежегодно удовлетворяет нормативу (>=0,5, то есть 50%).
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость во многом зависит от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия.
Финансовые коэффициенты АО ЖЭУК «Заречная» в 2015-2017 гг. представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 - Финансовые коэффициенты деятельности АО ЖЭУК «Заречная» в 2015-2017 гг.
Анализ финансовой устойчивости показывает, что организация не достигает на протяжении всего исследуемого периода оптимального значения соответствующих коэффициентов. Зависимость фирмы от заемных источников остается очень высокой на протяжении всего исследуемого периода. Следовательно, баланс АО ЖЭУК «Заречная» можно признать удовлетворительным, а само предприятие состоятельным.
2.3. Функции, задачи и организация работы по взаимодействию с населением АО ЖЭУК «Заречная»
На каждом этапе взаимодействия с населением, собственниками помещений АО ЖЭУК «Заречная» должна проводиться работа по формированию и поддержанию положительного имиджа УК. Деятельность по формированию имиджа УК обусловлена необходимостью повышать привлекательность УК в глазах населения, потребителей ЖКУ, снижать риск смены УК, повышать лояльность потребителей, органов власти, общественных организаций в целях решения поставленных перед УК задач. В деятельности АО ЖЭУК «Заречная» по формированию и поддержанию положительного имиджа можно выделить три основных направления работы УК:
1. Формирование работоспособной системы «обратной связи» с населением, собственниками помещений.
2. Проведение PR-мероприятий, акций, праздников для жителей домов.
3. Проведение работ по внешнему благоустройству территории.
На этапе заключения договора управления УК с собственниками помещений целесообразно проводить комплексные PR-мероприятия в совокупности с работами по внешнему благоустройству территории. В первую очередь, это мероприятия по самоорганизации инициативной группы, подготовка материалов для общего собрания собственников помещений с учетом критики существующей УК/способа управления, работы по внешне видимому благоустройству в зависимости от выделенного бюджета УК на данные цели (установка/покраска лавок, мусорных баков у подъездов, установка/покраска детской площадки, установка цветочных клумб, и т.п.). Дополнительно возможно проведение праздников, размещение информационных сообщений в СМИ в зависимости от контингента проживающих в жилом доме.
В процессе управления многоквартирным домом крайне важно сформировать работоспособную систему обратной связи УК с потребителями ЖКУ, включающую различные информационные каналы для взаимодействия с населением, потребителями ЖКУ. В первую очередь необходимо наладить работу диспетчерской службы, работу с инициативными группами. Необходимо создание «горячей линии» для информирования УК об авариях, недопоставках ЖКУ.
Инициативные группы по обслуживаемым домам формируются, как правило, из старших по подъезду. Оптимальная численность инициативной группы 4-5 чел. Инициативна группа принимает участие в формировании производственных планов УК по обслуживаемому жилому дому. Периодичность совещаний с представителями инициативной группы не реже 1 раз в год. Представители инициативной группы участвуют в приемке работ, выполняемых УК.
Для формирования обратной связи от потребителей ЖКУ необходимо использовать возможные информационные каналы: начиная от организованных мест объявлений, информационных стендов в подъездах домов, в здании УК, доступности почтовой связи, телефона, электронной почты, интернет-страницы/портала, ящики для предложений, замечаний и, заканчивая, доступностью специалистов, руководства АО ЖЭУК «Заречная» для жителей, потребителей ЖКУ.
Для изготовления информационных стендов УК в подъездах жилых домов можно привлечь спонсоров, которые указывают свои реквизиты, размещают рекламные объявления на данном стенде (такси, рекламные агентства, риэлторские услуги, банки и т.п.)
Для создания, поддержания благоприятного имиджа УК в процессе управления многоквартирным домом, повышения лояльности населения, привлечения близлежащих домов целесообразно общенародных (новый год, масленица) и специализированных (например, для детей) праздников для жителей домов. Как правило, праздники проводятся сторонними специализированными компаниями, группой людей.
Для проведения праздника разрабатывается сценарий мероприятия в виде сказки, игр, в сценарий встраиваются действия УК в виде выступления руководства УК, презентации УК, раздача буклетов, подарков с логотипом УК (воздушные шары и т.п.). В зависимости от задач мероприятия дополнительно могут использоваться информационные анонсы, статьи в СМИ (телевидение, газеты, и т.п.), рекламные растяжки, объявления о проведении праздничных мероприятий. Предоставление дополнительных услуг требует разработки соответствующих буклетов, их рассылки в т.ч. через почтовые ящики.
В целях формирования и развития имиджа УК целесообразно введение в штат должности специалиста по работе с населением. Кроме того, развитие бизнеса АО ЖЭУК «Заречная» предполагает систематическое информирование населения, потребителей ЖКУ посредством предоставления отчетов о выполненных работах. Необходимо помнить, что одна из причин недовольства УК состоит в отсутствии адекватной информации у потребителей ЖКУ, собственников помещений о деятельности АО ЖЭУК «Заречная».
Под задолженностью потребителей ЖКУ следует понимать обязательства населения по оплате оказанных жилищно-коммунальных услуг.
Для работы с неплательщиками целесообразно выделить три основных сегмента потребителей жилищно-коммунальных услуг (в зависимости от уровня доходов), из которых в последующем появляются неплательщики. Каждый из них обладает своими поведенческими особенностями: население с низким доходом, население со средним доходом, население с высоким доходом.
По критерию возможности взыскания задолженности целесообразно рассматривать следующие виды задолженности:
1. Практически не подлежащая взысканию задолженность.
2. Практически подлежащая взысканию задолженность.
3. Выселение гражданина-собственника из его квартиры на основании неуплаты за услуги Жилищным кодексом РФ не предусмотрено. Обращение же взыскания на квартиру возможно только в случае, если она не является единственным жильем, как это указано в статье 446 ГПК. Выселение граждан, проживающих по договору социального найма, также ограничено множеством юридических и практических условий. Например, для выселения в связи с неоплатой ЖКУ более шести месяцев необходимо наличие маневренного фонда. В зависимости от способа устранения причин роста задолженности основными возможными направлениями снижения задолженности являются:
1. Предупредительные мероприятия.
2. Меры договорной ответственности.
3. Меры предсудебного воздействия.
4. Меры судебного воздействия.
В целях устранения задолженности АО ЖЭУК «Заречная» необходимо организовать реализацию программы по снижению задолженности, которая состоит из следующих этапов:
1. Обработка и оценка информации о платежах населения.
2. Дифференциация долга.
3. Различные меры воздействия.
Опыт работы управляющих организаций ЖКХ показывает, что самый результативный метод работы как с должниками, так и вообще с жильцами - индивидуальные беседы. Только встречи с глазу на глаз и могут побудить человека погасить хронический долг. Только при личном общении лучше всего воспринимается информация и о субсидиях, и о структуре начисленных платежей, и о механизме снижения платежей при снижении качества услуг.
В первую очередь необходимо рассмотреть причину образования задолженности каждого конкретного потребителя. Для этого о каждом должнике необходимо иметь сведения о его семье, доходах, задолженности.
Можно выделить две группы причин, по которым население не производит своевременную оплату за потребленные жилищно-коммунальные услуги. В первой группе причины объективные - внешние по отношению к конкретному должнику, не связанные непосредственно с его личностью. Во второй - субъективные, напрямую связанные с личностью потребителя. Данное разделение является условным и не имеет четких границ, поскольку, в конечном счете, все причины связаны с волевым решением конкретной личности - платить или не платить за ЖКУ.
3. Разработка предложений по внедрению современных технологий во взаимодействия с населением в АО ЖЭУК «Заречная»
3.1. Анализ и оценка эффективности взаимодействия с населением
Для оценки эффективности взаимодействия с населением АО ЖЭУК «Заречная», был осуществлен опрос жителей многоквартирных домов, находящихся под управление АО ЖЭУК «Заречная» в возрасте от 18 до 70 лет.
Результаты опроса показали низкий уровень обращений населения в АО ЖЭУК «Заречная»: 49% опрошенных никогда не обращались в органы власти, 29% – обращались редко, 17% – иногда и лишь 5% – часто.
При взаимодействии с АО ЖЭУК «Заречная» каждый второй респондент лично обращался к специализированному источнику информации или средству связи; каждый пятый реализовывал это взаимодействие в устной форме путем личного посещения чиновников (20,2%); примерно каждый седьмой – посредством письменного обращения (14,8%), 8,7% – путем обращения в средства массовой информации (рисунок 7).
Рисунок 7 - Каналы обращений
На вопрос об уровне информационной открытости органов управления АО ЖЭУК «Заречная» для населения, а также уровне осведомленности (информированности) последнего о деятельности АО ЖЭУК «Заречная» были получены такие ответы: часть населения, которая полностью удовлетворена составляет только 3%, 17% – удовлетворены в полной мере, 35% – «скорее нет, чем да». Настораживает тот факт, что «не удовлетворены» и «затруднились ответить» 45% опрошенных жителей (рисунок 8).
Рисунок 8 - Распределение ответов на вопрос о степени удовлетворенности информационной открытостью АО ЖЭУК «Заречная», %
По поводу осведомленности о деятельности АО ЖЭУК «Заречная» население высказалось неоднозначно. Так, 48% респондентов либо не информированы, либо информированы незначительно. Полностью информированными оказались лишь 10% граждан. Такой показатель можно объяснить пассивностью граждан, поскольку для того, чтобы быть информированным, нужно обладать интересом и намерением получить информацию, при том, что разновидность источников получения таковой неизменно возрастает (рисунок 9).
Рисунок 9 - Распределение ответов респондентов на вопрос о степени информированности населения о деятельности АО ЖЭУК «Заречная», %
Основную информацию о деятельности органов власти респонденты получают: из местных телепередач – 67%, местного радио – 23%, бесед с родственниками, друзьями, соседями – 23%, материалов газет – 43%, бесед с коллегами по работе, деловыми партнерами – 12%, Интернета – 20% (рисунок 10).
Рисунок 10 - Источники информации о деятельности АО ЖЭУК«Заречная»
На завершающем этапе исследования выявлялась степень готовности населения оказывать содействие АО ЖЭУК «Заречная» в решении вопросов местного значения. Результаты опроса показали, что население готово оказывать какое-либо содействие АО ЖЭУК «Заречная». Этот факт свидетельствует о достаточно высокой гражданской ответственности населения, активности населения, а также желание сотрудничать.
3.2. SWOT-анализ деятельности в области взаимодействия с населением АО ЖЭУК «Заречная»
Оценим конкурентную позицию предприятия с помощью анализа основных бизнес-функций. Анализа для организации АО ЖЭУК «Заречная» отразим в таблице 3.
Таблица 3 - Сильные и слабые стороны предприятия АО ЖЭУК «Заречная»
Окончание таблицы 3
Аспект среды | Сильные стороны | Слабые стороны |
3. Производ-ственная и материально-техническая база | У предприятия есть собственный автопарк, технологическое оборудование, технологии. В настоящее время предприятие планирует внедрить новую систему контроля качества услуг и взаимодействия с населением | Для внедрения новых видов продукции необходимы значительные инвестиции. Отсутствие комплекса маркетинга на предприятии, незначительный бюджет коммерческих расходов, не использование ряда возможностей по продвижению |
4. Персонал | - Высокий процент работников управления организации имеют высшее специальное образование. - Руководители предприятия имеют хорошее знание отраслевой специфики производства. - Низкая текучесть кадров. - Использование материального стимулирования и премирования работников организации. - Предоставление социального пакета работникам предприятия | - Слабая мотивация работников организации. - Отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров (слесарей, электриков). - Отсутствие возможности проведения квалификационной переподготовки кадров в городе. |
5. Система управления организацией | Тип организационной структуры линейно-функциональный. Стиль руководства – демократический, т.е. решения принимаются коллективно, инструкции отдаются в форме предложений, используется товарищеский тон. Мероприятия планируются не заранее, а по ситуации в группе. Эффективность связана с более полной информированностью всех работников и членов коллектива. Социально-психологический климат в коллективе спокойный, доброжелательный. | Высокие требования к руководителю по всем функциям управления и сферам деятельности, что должно предполагать его разносторонние знание и опыт. Долго принимаются решения. Недостаточная организация системы коммуникаций, слабо разработана система стратегического планирования. Работники низшего звена слабо ознакомлены с долгосрочными целями организации, «не знаем к чему стремимся»; отсутствие делегирования полномочий. |
6. Эффектив-ность деятельности организации | Оборачиваемость капитала достаточно высокая. Платежеспособность предприятия низкая, это говорит о неустойчивом финансовом здоровье. Высокие показатели эффективности использования трудовых ресурсов и основных производственных фондов. Полностью автоматизированный бухгалтерский и управленческий учет. | Долгосрочных инвестиций не поступает, предприятие работает на своем капитале. В связи с экономическими кризисами в прошлых периодах деятельность предприятия не стабильна. Высокий размер кредиторской задолженности, в связи с чем коэффициент автономии не достигает оптимального значения. Организация не работает с заемным капиталом, не реализуются инвестиционные проекты. |
Для установления связей между сильными и слабыми сторонами предприятия, а также угрозами и возможностями составим матрицу SWOT -анализа.
Для рассматриваемого предприятия она имеет следующий вид (рисунок 11).
Изменения внешней среды Характеристики внутренней среды | Возможности:
| Угрозы:
|
Сильные стороны:
| Поле СИВ 1. Расширение ассортимента услуг при одновременном сохранении их высокого качества 2. Попытка выхода на новые рынки 3. Снижение цен на управление жилым и нежилым фондом с целью борьбы с конкурентами 4. Применение новых инновационных технологий в области взаимодействия с населением | Поле СИУ 1. Разработка высококвалифицированными маркетологами стратегии борьбы с конкурентами; 2. Создание страховых запасов сырья и материалов, поиск альтернативных поставщиков 3. Участие в конкурсах на управление многоквартирными домами |
Слабые стороны:
| Поле СЛВ 1. Внедрение систем управления транспортными и складскими потоками, системы логистики 2. Приобретение собственного автопарка | Поле СЛУ 1. Временное снижение цен на услуги для ограничения возможностей потенциальных конкурентов; 2. Применение финансового страхования, страхование рисков |
Рисунок 11 - SWOT-анализ деятельности в области взаимодействия с населением АО ЖЭУК «Заречная»
Таким образом, современные управленцы АО ЖЭУК «Заречная» ни одно обращение жильцов не должны оставить без ответа. Сегодня добросовестные управляющие компании, обслуживающие жилфонд, не оставят без ответа ни одно обращение жильцов - будь то вопрос юридический, справочный или жалобы на грязь вокруг дома.
В АО ЖЭУК «Заречная» постоянно обращаются жильцы домов, находящихся не в нашем управлении, которые хотят, чтобы взяли их жилье под свой контроль. Люди просят прийти на собрание жильцов, рассказать о своей работе. Но АО ЖЭУК «Заречная» под управление не каждое здание готово взять. Прежде чем взять дом, АО ЖЭУК «Заречная» в любом случае проводит тщательный анализ.
3.3. Мероприятия по совершенствованию деятельности в АО ЖЭУК «Заречная» с внедрением современных технологий при взаимодействиях с населением
Стоит отметить, что в г. Йошкар-Оле сохраняется тенденция неэффективного информационного взаимодействия управляющих компаний и населения, которое носит чисто формальный характер, не провоцирующий обратную связь. Вследствие чего сложилась ситуация явного несоответствия социальной активности местных сообществ, требованиям общественного развития.
Это проявляется в пассивном отношении населения к формированию процесс управления своими многоквартирными домами, в незнании текущих проблем, существующих в многоквартирном доме, в отсутствии у граждан представления о функциональных обязанностях управляющих компаний, низкой удовлетворенности людей проводимой работой управляющими компаниями.
Для решения этих и многих других проблем, связанных с информационным взаимодействием управляющих компаний и населения необходимо провести ряд мероприятий, направленных на совершенствование деятельности управляющих компаний по информированию населения.
Так, для привлечения как можно большего числа граждан к процессу информационного взаимодействия с управляющими компаниями, необходимо предоставлять информацию гражданам в инициативном порядке, не дожидаясь их требований. Наиболее простой формой реализации данной идеи может стать адресное распространение информации по почтовым ящикам и через сайт.
Информационная деятельность АО ЖЭУК «Заречная» – это не только пропаганда успехов, но и форма диалога между с гражданами. Поэтому в эпоху компьютеризации процесса информационного взаимодействия с населением необходимо на сайте АО ЖЭУК «Заречная» организовать форумы. Главной целью таких форумов должен стать открытый диалог между должностными лицами АО ЖЭУК «Заречная» и местным сообществом по вопросам управления с многоквартирными домами; их компетенции; проблем, существующих в многоквартирном доме; определения приоритетных направлений развития, обсуждение постановлений и распоряжений властей по вопросам местного значения, а также публичное обсуждение обращений граждан.
Информационная деятельность АО ЖЭУК «Заречная» должна формировать доверие населения, создавая условия для социальных дискуссий и сотрудничества. Поэтому, целесообразным будет размещение на сайте АО ЖЭУК «Заречная» подробных видеоотчетов руководителей структурных подразделений АО ЖЭУК «Заречная».
Управление многоквартирными домами немыслимо без профессионального и конструктивного информационного взаимодействия с населением, объектом управления, а также без эффективного управления таким взаимодействием. Однако взаимодействие с населением – это не столько одностороннее информирование, сколько двусторонняя связь. Она должна строиться на основе субъект-субъектных взаимоотношений и представлять собой диалоговую коммуникацию. Поэтому, в структуре АО ЖЭУК «Заречная» для действительно эффективного диалога местных властей и жителей, а также стимулирования и поддержания гражданской активности необходимо создать отдел по связям с общественностью.
Само название Отдел по связям с общественностью говорит само за себя. Связи с общественностью в системе– это целенаправленное взаимодействие с гражданами и общественными институтами, которое можно определить как реализуемую ими информационно-коммуникативную функцию публичной власти и управления, позволяющую оценивать отношения различных кругов общественности к тем или иным решениям и действиям, идентифицировать провозглашаемую и реально проводимую политику, соотносить реализуемые программы с общественными интересами, формировать массовые представления по каким-либо проблемам для обретения общественного понимания, поддержки принятия и выполнения соответствующих мер.
Основными задачами отдела будут являться: встреча с гражданами; обсуждение текущих проблем, существующих в муниципалитете; разъяснение нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления и многое другое.
Реальная польза от развития общественного участия граждан для АО ЖЭУК «Заречная» заключается в следующем:
‒ общественное участие создает более широкий диапазон мнений и возможные решения;
‒ общественное участие позволяет добиться наиболее открытого и прозрачного характера управления, в результате чего повышается доверие к АО ЖЭУК «Заречная», население начинает относиться к принятым решениям с большим пониманием и ответственностью;
‒ предотвращение конфликтов с местной общественностью, которые могут привести весьма к крайне нежелательным последствиям при разработке и принятии значимых для них решений.
- для наиболее массового информирования населения публиковать информацию о проводимых администрацией мероприятиях в многотиражных корпоративных газетах, выпускаемых общественными организациями, объединениями, на предприятиях и т.д.;
- выпускать информационные буклеты со справочной информацией о деятельности АО ЖЭУК «Заречная» (с перечнем оказываемых услуг, контактными данными подразделений, ведущих работу с обращениями граждан), а также с информацией о реализуемых социальных проектах и распространять их по почтовым ящикам;
- как можно чаще проводить опросы населения о характере принимаемых решений, приоритетных направлениях деятельности АО ЖЭУК «Заречная».
Делая вывод, необходимо отметить, что, несмотря на наличие некоторых негативных моментов, в целом АО ЖЭУК «Заречная» в глаза жителей города Йошкар-Олы представляется, как вполне способная разрешать повседневные проблемы ЖКХ. Так как реализация данных мер будет сопровождаться определенными финансовыми затратами, необходимо добавить в бюджет АО ЖЭУК «Заречная» статью, связанную с информированием населения.
заключение
Объектом исследования является АО ЖЭУК «Заречная». По итогам анализа финансовых результатов АО ЖЭУК «Заречная» можно сделать вывод об ухудшении всех показателей прибыли фирмы в исследуемом периоде. Все показатели рентабельности деятельности АО ЖЭУК «Заречная» на протяжении исследуемого периода ухудшились, убыточность деятельности растет.
По итогам анализа финансовой устойчивости АО ЖЭУК «Заречная» можно сделать вывод, что на протяжении исследуемого периода предприятие не достигало нормативных значений показателей финансовой устойчивости и зависимость фирмы от внешних пассивов была высока. Также можно сделать вывод, что собственных оборотных активов у предприятия недостаточно для нормальной деятельности фирмы.
Современные управленцы АО ЖЭУК «Заречная» ни одно обращение жильцов не должны оставить без ответа. Сегодня добросовестные управляющие компании, обслуживающие жилфонд, не оставят без ответа ни одно обращение жильцов - будь то вопрос юридический, справочный или жалобы на грязь вокруг дома.
Люди часто обращаются за консультацией по различным правовым вопросам (из чего складывается тариф, как получить перерасчет, как погасить задолженности по частям) и, конечно, по текущим проблемам. Общение с жителями – одно из важнейших направлений нашей работы. Обращений столько, что с ними в АО ЖЭУК «Заречная» работают три отдела: по работе с населением, благоустройства и санитарии, и производственно-технический. Хотя люди обычно звонят по первому номеру, увиденному в квитанции, а оператор координирует, с каким специалистом человеку полезнее общаться дальше.
Пожелание в АО ЖЭУК «Заречная» готовы принять в любой форме. Но если клиент обращается по поводу ремонта общедомового имущества (например, течет крыша или фасад промерзает) лучше оформить письменное заявление. По закону, АО ЖЭУК «Заречная» должно ответить на него в течение месяца, но старается рассмотреть вопрос быстрее. Если же возникла аварийная ситуация – прорвало канализацию, проводка сгорела (не в конкретной квартире, а именно в доме), лучше звонить. Люди также звонят, даже если проблема касается только их квартиры. АО ЖЭУК «Заречная» в этом случае работает как справочная и подсказывает - к каким специалистам и по каким номерам обратится.
Однако рассмотрение заявления - еще не гарантия решения проблемы. Действительно, проблем очень много. Поэтому в первую очередь мы рассматриваем заявления, к которым приложены протоколы общего собрания собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. То есть те, которые направляют в АО ЖЭУК «Заречная» старшие по дому или инициативные группы. Проблемы ведь у каждого свои: жильцы одной квартиры требуют отремонтировать кровлю, другой - канализацию. Поэтому важно, какое решение было принято на общем собрании, его протокол для АО ЖЭУК «Заречная» – руководство к действию.
На основании таких заявлений АО ЖЭУК «Заречная» составляет план по ремонту дома на год. Можем даже примерно посчитать, сколько дом «заработает» и, исходя из этого, решаем какие работы можно и нужно выполнить. Несмотря на наличие некоторых негативных моментов, в целом АО ЖЭУК «Заречная» в глаза жителей города Йошкар-Олы представляется, как вполне способная разрешать повседневные проблемы ЖКХ. Так как реализация данных мер будет сопровождаться определенными финансовыми затратами, необходимо добавить в бюджет АО ЖЭУК «Заречная» статью, связанную с информированием населения.
Список использованных источников
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (ЖК РФ) (ред. от 27.12.2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.01.2019) // Российская газета, № 1, 12.01.2005.
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» (ред. от 30.12.2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Российская газета, № 226, 27.11.2009.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010г. № 731. «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (ред. от 27.03.2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.04.2018) // Российская газета, № 222, 01.10.2010.
- Ву Т. З. Анализ систем автоматизированного управления умным домом / Т. З. Ву // Молодой ученый. – 2016. – №4. – С. 28–31.
- Гурьянов Л. Автоматизированная информационная система «Энергогород / Энергогуберния» – независимый арбитр на рынке энергопотребления / Л. Гурьянов, В. Слета // Control Engineering Россия. – 2016. – №4. – С. 28–31.
- Данилов О. Л. Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологиях / О. Л. Данилов, А. Б. Гаряев, И. В. Яковлев, А. В. Клименко. – М., 2015. – 424 с.
- Елисеев Н. Технология x10 – управление «Умным домом» / Н. Елисеев // Электроника: Наука, Технология, Бизнес. – 2017. – № 7. – С. 32–36.
- Иванов А. С. Аспекты внедрения автоматизированных систем учета энергоресурсов в ЖКХ/ А. С. Иванов // «ИСУП» (Информатизация и системы управления в промышленности). – 2016. – № 2.
- Исхакова С. Г. Основные методы и подходы решения задачи внедрения информационных систем в сферу ЖКХ / С. Г. Исхакова, А. А. Волков // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2015.– № 1. – С. 139–142.
- Мозжухина Т. А. Проблемы и перспективы информатизации сферы жилищно-коммунального хозяйства / Т. А. Мозжухина // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». – 2017. - 198 с.
- Павлов А. Н. «ГИС ЖКХ» и «Реформа ЖКХ» – новые шаги к информатизации отрасли жилищно-коммунального хозяйства России / А. Н. Павлов // VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы экономики и управления». – 2017. – С. 222–225.
- Паршков А. Е. Информационные технологии и их применение в сфере жилищно-коммунального хозяйства / А. Е. Паршков // Техника. Технологии. Инженерия. – 2018. – №1. – С. 14–17.
- Перспективы бизнеса «Интеллектуальное здание/Умный дом» // Официальный сайт компании House Control [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.housecontrol.ru/material/65.php. - Загл. с экрана.
- Промышленное оборудование для современных инженерных систем // Сайт компании-поставщика оборудования для комплексной автоматизации зданий и сооружений Smart PromSIS [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://promsis.com. - Загл. с экрана.
- Салкин Д. А. Возможности интеграции дополнительных сервисов по обслуживанию технических систем жилого объекта в информационную систему ЖКХ / Д. А. Салкин, С. С. Душутин // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 2. – С. 83–89.
- Салкин Д. А. Дополнительные услуги для населения в рамках интегрированной информационной системы ЖКХ / Д. А. Салкин, Е. В. Сергеева, С. С. Душутин // Материалы научной конференции XLVI Огаревские чтения Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева: в 3-х ч. – Саранск : Изд-во МГУ им. Н.П. Огарева. – 2018. – С. 276–280.
- Салкин Д. А. Потенциальные угрозы информационной безопасности в автоматизированных системах учета энергоресурсов жилищно-коммунального хозяйства / Д. А. Салкин // Фундаментальные проблемы системной безопасно-сти: материалы III школы-семинара молодых ученых: в 2 ч. – Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина. – 2016.– С. 117–122.
- Сергеева Е. В. Возможности интеграции систем автоматизированного учета энергоресурсов и безопасности жилых объектов / Е. В. Сергеева, С. С. Душутин, Д. А. Салкин // Материалы XXI научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов университета им. Н.П. Огарнва:- Саранск: Изд-во МГУ им. Н.П. Огареваа, 2017.– 116 с.
- Сергеева Е. В. Современное состояние систем диспетчеризации энергоресурсов и автоматизации жилых объектов / Е. В. Сергеева, С. С. Душутин, Д. А. Салкин // Материалы XXI научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева: в 3-х частях. – Саранск: Изд-во МГУ им. Н.П. Огарева. – 2017. – С. 108–113.
- Система «АСУ ЖКХ» // Официальный сайт ООО «Технолоджи систем–Инновации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://technologysystem.ru . - Загл. с экрана.
- Система «ГИС ЖКХ» // Официальный портал «ГИС ЖКХ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dom.gosuslugi.ru . - Загл. с экрана.
- Система «Реформа ЖКХ» // Официальный портал системы «Реформа ЖКХ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.reformagkh.ru - Загл. с экрана.
- Система C-Bus // Официальный сайт системы домашней автоматизации C-Bus [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.c-bus.ru. . - Загл. с экрана.
- Фатахетдинова А. И. Информационные технологии и ЖКХ / А. И. Фатахетдинова, В. П. Шохин // ЖКХ. – 2015. – № 1. – С. 63–69.
- Янц П. Д. Проблемы информатизации организаций жилищно-коммунального хозяйства / П. Д. Янц // Транспортное дело России. – 2017. – С.12-45.