Заречная ЖЭУК информатизация процесса взаимодействия с населением

Содержание

Введение 3

1. Теоретические аспекты развития автоматизации систем управления ЖКХ 6

1.1. Современные информационные технологии автоматизации деятельности в сфере ЖКХ 6

1.2. Процесс внедрения информационных технологий в сфере ЖКХ 10

1.3. Пути повышения эффективности автоматизированного управления ЖКХ России 13

2. Анализ деятельности и оценка эффективности управления в 17

АО ЖЭУК «Заречная» 17

2.1. Общая характеристика организации АО ЖЭУК «Заречная» 17

2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности АО ЖЭУК «Заречная» 19

2.3. Функции, задачи и организация работы по взаимодействию с населением АО «ЖЭУК Заречная» 24

3. Разработка предложений по информатизации процесса взаимодействия с населением в АО ЖЭУК Заречная» 27

3.1. Анализ и оценка эффективности по взаимодействию с населением АО ЖЭУК «Заречная» 27

3.2. SWOT-анализ деятельности в области взаимодействия с населением АО ЖЭУК «Заречная» 30

3.3. Мероприятия по совершенствованию деятельности по информатизации процесса взаимодействия с населением в АО ЖЭУК «Заречная» 34

Заключение 39

Список использованных источников 41

Введение

Согласно исследованию аналитического агентства Strategy Analytics, посвященному рынку умного дома, мировые расходы на соответствующие оборудование, системы и сервисы в 2017 году достигли $84 млрд, увеличившись на 16% относительно 2016-го, когда продажи измерялись $72 млрд. К концу 2017 года количество домохозяйств, использующих решения умного дома, по всему миру составило 164 млн против 136 млн годом ранее.

На данный момент чуть менее 10% домохозяйств в США и чуть менее 3% домохозяйств в Европе имеют установленные системы умного дома, количество которых должно удвоиться или утроиться в течение ближайших нескольких лет. В России рынок автоматизации тоже набирает обороты — продукты и технологии у нас появляются почти так же быстро как в Европе и США.

Российский рынок систем умного дома по итогам исследования ИАА «Рустелеком» в 2012 году оценивался примерно в 4 млрд рублей, а к 2016 году объем увеличился более чем в два раза и составил больше 10 млрд рублей. Рынок умных домов развивается и наращивает объем с каждым годом. Но сфера автоматизации сейчас движется в направлении гораздо больших масштабов и предполагает более широкий функционал, нежели установка датчиков в квартире. В данной работе рассмотрена структура российского рынка автоматизации по различным критериям и дадим общую характеристику решений. Рынок является относительно новой и перспективной IT-площадкой.

Актуальность исследования. Для эффективного развития и совершенствования управления на всех уровнях необходимы качественно новые технологии и инструменты. В последнее время федеральные и региональные власти, а также органы местного самоуправления стали все чаще использовать в своей деятельности элементы сотрудничества с гражданами.

Значимость исследования. Основной целью проводимой в России административной реформы является формирование эффективной системы управления социальными процессами, как в масштабе всей страны, так и на уровне отдельных территорий. Приоритетная роль в этом процессе отводится местному самоуправлению как форме, при которой народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через своих представителей, делегируя им свое право принимать решения. В обозначенном ключе особую значимость приобретает актуальность темы исследования.

Предмет исследования - технология взаимодействия с населением.

Объект исследования - процесс взаимодействия с населением в АО ЖЭУК «Заречная». В данной работе используются труды следующих авторов: Патудин В.М., Юртайкин Е.А., Пругова Ю., Редько Ю. В., Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н., Савин К.Н., Салкин Д. А., Фатахетдинова А.И., Шохин В.П., Черняк В.З.

Целью данной работы является исследование информатизация процесса взаимодействия с населением в АО ЖЭУК «Заречная».

Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

- изучить современные информационные технологии автоматизации деятельности в сфере ЖКХ;

- исследовать процесс внедрения информационных технологий в сфере ЖКХ;

- изучить пути повышения эффективности автоматизированного управления ЖКХ России;

- дать общую характеристику организации АО ЖЭУК «Заречная»;

- провести анализ основных технико-экономических показателей деятельности АО ЖЭУК «Заречная»;

- изучить функции, задачи и организация работы по взаимодействию с населением АО ЖЭУК «Заречная»;

- провести анализ и дать оценку эффективности по взаимодействию с населением АО ЖЭУК «Заречная»;

- провести SWOT-анализ деятельности в области взаимодействия с населением АО ЖЭУК «Заречная»;

- изучить мероприятия по совершенствованию деятельности по информатизации процесса взаимодействия с населением в АО ЖЭУК «Заречная».

В процессе написания работы для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературных и документальных источников; экономический анализ; математические методы обработки полученных материалов.

В качестве информационно-аналитической базы использовались документы бухгалтерской отчетности, стандарты качества АО ЖЭУК «Заречная» за последние три года деятельности фирмы.

Информационная база исследования. Теоретической и методологической основой работы являются нормативно-правовые акты Российской Федерации, материалы отечественных авторов по исследуемой теме, данные статистики, документация компаний-разработчиков рассматриваемых систем.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 25 источников.

1. Теоретические аспекты развития автоматизации систем управления ЖКХ

1.1. Современные информационные технологии автоматизации деятельности в сфере ЖКХ

Компания Wellsoft провела анализ систем автоматизации на рынке недвижимости и ЖКХ. Выборка исследования включает в себя решения так или иначе связанные с автоматизацией недвижимости и деятельности УК — от проектов «Умный дом» для частных лиц до комплексных программно-аппаратных решений, охватывающих деятельность ЖКХ и УК. Всего было проанализировано 40 продуктов по 31 параметру, включающему в себя программные и аппаратные функции систем. На данный момент рынок наполнен разнообразными решениями, которые можно ранжировать по следующим уровням автоматизации [12] (рисунок 1).

image

Рисунок 1 - Уровни автоматизации деятельности в сфере ЖКХ

Рассмотрим подробнее каждый уровень автоматизации [16, c.246]:

1. Физическое лицо — автоматизация на этом уровне предполагает простое мобильное приложение для жителя с функциями оплаты ЖКУ, информирование о событиях, новостях ЖК/УК, общение и голосования жителей дома и т.п.

2. Квартира — установка датчиков, контроллеров внутри квартиры с возможностью запуска автоматических сценариев в помещении, управление безопасностью внутри квартиры — автоматизированный учет и документооборот для УК.

3. Управляющие компании (УК) — Программные решения для упрощения/улучшения деятельности УК, взаимодействия с жильцами, раскрытия информации и т.п.

4. Дом — внедрение инженерной автоматики в структуру дома — диспетчеризация, установка датчиков, приводов, контроллеров на уровне дома, элементы СКУД. Оборудование, позволяющее проводить удаленный мониторинг систем дома и оперативно реагировать на внештатные ситуации.

5. Жилой комплекс (ЖК) — включает в себя 2 предыдущих уровня автоматизации. Предполагает наличие инструментария для управления и мониторинга всех домов в ЖК для УК, ведение отчетности, документооборот. Комплексное программно-аппаратное решение.

Структура российского рынка программных решений в сфере ЖКХ по уровням автоматизации [12] представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Структура российского рынка программных решений

в сфере ЖКХ по уровням автоматизации

Как видим, большая часть решений автоматизирует квартиру/дом, либо процессы УК. Такое распределение по уровням автоматизации закономерно, ведь основные проблемы, которые решает автоматизация — упрощение бизнес-процессов происходящих при управлении домом (деятельность УК), а также обеспечение экономии потребления энергоресурсов и увеличение безопасности и комфорта проживания (в квартире/доме).

Стоит отметить, что ниша полной автоматизации на всех уровнях от физ. лица до ЖК, в которой присутствуют элементы управления систем «Умный дом», а также инструменты для упрощения деятельности УК, представлена лишь одним продуктом [13].

Выделим сегменты потребителей, на которых направлена продукция на рынке автоматизации недвижимости. Основные группы — это физические лица, управляющая компания и застройщики [25, c.123] (рисунок 3).

imageРисунок 3 - Сегментация потребителей, на которых направлена продукция на рынке автоматизации недвижимости

Структура рынка автоматизации по целевым группам потребителей [12] представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 - Структура рынка автоматизации по группам потребителей

Большая часть решений направлена на управляющие компании. Подобные решения представлены различными программными продуктами от сервисов до полной автоматизации процессов УК. Значительная доля рынка — бытовая автоматизация, направленная на физ. лица представлена как бюджетными решениями в виде наборов оборудования для квартиры, которые пользователь может установить и настроить самостоятельно, так и премиум решениями, автоматизирующими управление вентиляцией, отоплением, освещением, электроприборами и безопасностью дома. Этот сегмент рынка имеет большое распространение в мире и в России [23, c.224].

Также рынок автоматизации можно сегментировать по типам решений (рисунок 5).

image

Рисунок 5 - Сегментация рынка автоматизации по типам решений

Структура рынка по типам решений представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 - Структура рынка автоматизации имущества по типам решений

Большая часть решений — умные дома для автоматизации частной собственности конкретных физических лиц. Остальные решения направлены на автоматизацию и упрощение деятельности УК, повышение престижа недвижимости у застройщика. Комплексная автоматизация, которая предполагает программно-аппаратное управление жильем для собственников и инструменты для УК находится на 3-ем месте [22, c.89].

Рынок автоматизации недвижимости в России многогранен и представлен различными видами решений. Самый крупный сегмент рынка — автоматизация отдельных жилых площадей и деятельности УК. Наибольшая часть продуктов по автоматизации направлена на физические лица и управляющие компании. Такие решения относительно просты и часто не предполагают комплексной программно-аппаратной автоматизации.

1.2. Процесс внедрения информационных технологий в сфере ЖКХ

Анализ системы жилищно-коммунального хозяйства позволил сформулировать требования к функциональным возможностям систем автоматизации ЖКХ [5].

В качестве примера программного комплекса для автоматизации ЖКХ можно привести современную разработку информационной системы «Жилищно-коммунальное хозяйство» по начислению населению платежей за жилищно-коммунальные услуги (АИС ЖКХ). АИС ЖКХ предназначена для эксплуатации в бухгалтериях или расчетных центрах жилищных организаций и позволяет вести базу данных жилищного фонда, производить расчет платы за пользование жильем и коммунальными услугами и мер социальной поддержки населения, учет оплаты по единым финансовым лицевым счетам, вести прием населения в режиме справочно-информационного обслуживания и выдачи соответствующих документов, готовить отчетные формы бухгалтерского и статистического содержания. Функциональные подсистемы АИС ЖКХ представлены на рисунке 7 [11].

Рисунок 7 - Функциональные подсистемы АИС ЖКХ

Функциональная подсистема «Справочники и классификаторы» обеспечивает поддержку в актуальном состоянии справочников и классификаторов в соответствии с нормативно-правовой базой и объемом, состоянием жилого фонда, обслуживаемого расчетным центром, его административно-территориальным делением.

Функциональная подсистема «Единые финансовые лицевые счета» предназначена для ввода, накопления, автоматизированной обработки и долговременного хранения информации о лицевых счетах, ответственных квартиросъемщиках/владельцах объектов жилого фонда, жильцах, их льготах, характеристиках занимаемой ими площади, их дополнительных правах, типах собственности, сведений о типах проживания и временном отсутствии жильцов [8, c.33].

Функциональная подсистема «Расчетный модуль» обеспечивает проведение начислений и формирование платежных документов по оплате услуг ЖКХ для населения, ввод оплаченных квитанций, проведение перерасчетов.

Функциональная подсистема «Справочно-информационное обслуживание» предназначена для поиска информации по лицевым счетам, формирования справок и отчетных форм как при работе с населением, так и по запросам различных организаций, просмотра «истории» по типам собственности, ответственным квартиросъемщикам.

Функциональная подсистема «Администрирование» обеспечивает настройку на объект автоматизации, ввод и редактирование пользователей, резервное копирование и восстановление баз данных.

Функциональная подсистема «Запросная система» обеспечивает выполнение функций аналитической системы, работу поисковой системы с широким спектром параметров выбора, с помощью которого формируется выборка лицевых счетов, отвечающая заданным критериям.

Функциональная подсистема «Тематический генератор отчетов» обеспечивает формирование бухгалтерских отчетов, статистических отчетов для администрации муниципальных образований, отчетов для поставщиков услуг в различных разрезах и группировках за заданный отчетный период.

Функциональная подсистема «Информационное взаимодействие» позволяет осуществлять взаимодействие с внешними автоматизированными системами посредством электронных административных регламентов.

Одним из направлений автоматизации ЖКХ является организация единых расчетно-кассовых центров (ЕРКЦ). Назначение ЕРКЦ – расчет стоимости коммунальных услуг, автоматизация оплаты коммунальных услуг населением в условиях действия договорных отношений между производителями услуг ЖКХ. Наиболее важными направлениями деятельности ЕРКЦ являются [6, c.199]:

- формирование бездотационной системы ЖКХ на базе финансового анализа, контроля и учета имеющихся ресурсов;

- учет потоков платежей за коммунальные услуги и управление документооборотом;

- контроль собираемости платежей;

- создание базы данных городского хозяйства, включающей всю информацию о состоянии жилищного фонда, о населении, льготах, субсидиях, оказанных услугах.

- оперативное обслуживание жителей МО по оплате жилищно-коммунальных услуг;

- подготовка и доставка населению платежных документов;

- предоставление льгот и субсидий;

- внесение корректировок в расчеты при изменении тарифов, льгот и субсидий;

- учет граждан, имеющих задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг.

1.3. Пути повышения эффективности автоматизированного управления ЖКХ России

В Государственной Думе рассматривается законопроект о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями (РСО), минуя управляющие компании. Попытки перехода на прямые расчеты предпринималась давно. Но существовавшие схемы взаиморасчетов было сложно применить в жизни: участники прямых расчетов должны были организовать и автоматизировать обмен информацией о начислениях, платежах, обеспечить оперативную сверку расчетов по абонентам и т.д. Это затруднительно и затратно, особенно для небольших УО и ТСЖ [7, c.38].

В итоге было решено внести изменения в Жилищный кодекс и определить прямые договоры между потребителями и РСО на уровне федерального закона. Законопроект принят Государственной Думой 06.12.2017 в первом чтении. Он предусматривает три варианта, при которых возможны прямые договорные отношения жителей с РСО, а также с региональными операторами по обращению с отходами. Во-первых, при непосредственной форме управления – как это реализуется и сейчас. Во-вторых, по решению собрания собственников и при согласии РСО. В этом случае дата перехода согласовывается сторонами. И, наконец, в случае наличия задолженности УО, ТСЖ перед РСО в размере двух среднемесячных начислений, причем такая задолженность должна быть подтверждена судебным решением или актом сверки.

Важно, что законопроект, не просто легализует прямые платежи в адрес РСО, а кардинально меняет договорную и финансовую схему на рынке ЖКХ. УО и ТСЖ, перешедшие на новый формат отношений с РСО, освобождаются от обязанности ведения расчетов и сбора денежных средств от жильцов за коммунальные ресурсы. Платежные документы будут формировать РСО. Исключение составят ресурсы, расходуемые на содержание общего имущества – начисление и сбор платежей по ним останутся в зоне ответственности УО, ТСЖ.

Необходимо понимать, что в систему прямых расчетов вовлечено большое количество участников: РСО, УК, ТСЖ, региональные операторы, РКЦ, банки. Потребуется синхронизация баз данных участников, идентификация плательщиков, а это технически очень сложная задача. Для своевременного начисления платы и выпуска квитанций УО и ТСЖ необходимо организовать онлайн-обмен данными с РСО, при этом обеспечить защиту персональных данных. Это огромный объем информации из разных источников: характеристики жилого фонда, площади помещений, постоянно и временно проживающие граждане и т.д. Данные процессы усложняются установленными сроками выпуска квитанций и размещения информации в ГИС ЖКХ [14, c.38].

Среди возможных трудностей – согласование форматов взаимодействия между участниками. Кроме того, между УО и РСО появится необходимость синхронизации расчетов за индивидуальное потребление и за ресурсы на общедомовые нужды. При этом нельзя забывать о наличии штрафов за недостоверную информацию и за несвоевременное выставление платежных документов. Для исключения ошибок при взаиморасчетах и контроля за участниками потребуется формирование оперативной аналитической отчетности.

Также камнем преткновения может стать вопрос сбора и перераспределения ранее накопленной задолженности и переплаты. Схема работы с задолженностью пока не формализована. Возможно, сторонам придется договариваться об агентских схемах сбора, и в решении этой задачи потребуется дополнительная автоматизация процесса обмена данными. Кроме того, при расчете начислений будет необходимо выстроить схему проведения перерасчетов исполнителем услуги за периоды до перехода на прямые расчеты.

В первую очередь, рекомендуется проанализировать возможности программного обеспечения и любых имеющихся средств обмена данными с внешними системами для работы в новых условиях. Проверить наличие возможности оперативного изменения платежных документов, отчетности, форматов и протоколов взаимодействия [13].

Во-вторых, уже сейчас совместно с РСО и другими участниками провести предварительные переговоры на предмет готовности к переходу на новую схему. В идеале – обсудить, как организовывать этот переход с минимальными затратами. В-третьих, решить, готова ли организация дополнительно зарабатывать на оказании услуги по расчету начислений, формированию платежных документов, взысканию задолженности. В случае положительного решения – привлекать сторонние ИТ-компании, используя их технологии и опыт региональных и федеральных проектов.

Современные информационные технологии позволяют сделать движение денежных средств абсолютно прозрачным и обеспечить проведение любых схем расчетов для всех участников рынка ЖКХ. Например, решение Системы «Город» по расчету начислений уже сейчас работает с огромным массивом данных, большим количеством поставщиков услуг, получателей денежных средств, различными тарифными планами, схемами начислений, настраиваемыми шаблонами квитанций [18, c.67].

В программном комплексе обеспечены интерфейсы для взаимодействия с внешними системами: сборщикам платежей, расчетными системами РСО, АИС соцзащиты, региональными и государственными ИС, в частности, ГИС ЖКХ. В качестве примера реальной работы промышленной ИТ-платформы можно привести Региональный расчетно-кассовый центр г. Белгорода, где реализована технология расщепления платежей, благодаря которой от различных РСО поступает информация в систему, формируется единая квитанция, а собранные денежные средства поступают напрямую поставщикам услуг, минуя расчетные счета управляющих компаний, уже на следующий день после оплаты абонентом. Система автоматизирует все процессы информационного обмена и полностью прозрачна для потребителей и РСО.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство крупных городов и субъектов Российской Федерации в течение последнего десятилетия либо уже создали, либо создают региональные системы, собирающие и обрабатывающие информацию в сфере ЖКХ. Так, все крупные управляющие и ресурсоснабжающие организации, расчетные центры внедрили автоматизированные информационные системы, позволяющие быстро и с высоким качеством работать с данными. Однако существует целый ряд проблем, которые не позволяют эффективно применять данные разработки.

2. Анализ деятельности и оценка эффективности управления в

АО ЖЭУК «Заречная»

2.1. Общая характеристика организации АО ЖЭУК «Заречная»

Акционерное Общество «Жилищно-эксплуатационная управляющая компания «Заречная» обслуживает жилищный фонд города Йошкар-Олы. Общество занимается управлением, содержанием и ремонтом жилищного фонда, прилегающей к нему территории, оказывает другие жилищно-коммунальные услуги, производит ремонтные работы инженерного оборудования, внутридомовых сетей и коммуникаций как собственными силами, так и подрядным способом.  

Главной задачей компании является эффективное управление общим имуществом собственников помещений в МКД, создание благоприятных и безопасных условий для проживания и отдыха граждан, бесперебойное и качественное оказание жилищно-коммунальных услуг населению и собственникам нежилых помещений. 

На предприятии работает высококвалифицированный, аттестованный административно-технический персонал: мастера, паспортисты, диспетчер, рабочие текущего ремонта: слесари-сантехники, электромонтеры, плотники, кровельщики, маляры, электрогазосварщики, обслуживающий персонал: дворники. Во внерабочее время жилищный фонд обслуживает аварийная служба.

АО ЖЭУК «Заречная» является коммерческой организацией, наделено имуществом на праве хозяйственного ведения и действует на основе самофинансирования.

АО ЖЭУК «Заречная» занимается следующими видами деятельности:

– техническое обслуживание и эксплуатация жилого фонда;

– обеспечение надлежащего санитарного содержания и аварийно-диспетчерское обслуживание объектов жилого фонда, ликвидация аварий и ремонтно-восстановительные работы инженерных систем объектов жилого фонда;

– техническое обслуживание и эксплуатация зданий, обеспечение надлежащего санитарного содержания, аварийно-диспетчерское обслуживание, ликвидация аварий, ремонтно-восстановительные работы инженерных систем;

– техническое обслуживание и ремонт сантехнического, электрооборудования и газооборудования, замена столярных изделий;

– организация работ по управлению жилищным фондом (многоквартирными домами).

Организационная структура предприятия представлена на рисунке 8.

ДИРЕКТОР

Гл.бухгалтер

Зам.гл.бухгалтера

экономист

кассир

Бухгалтер по расчетам

Главный инженер

инженер

мастера

Бригады текущего

ремонта

Дворники, слесари, электрики

Начальник отдела по правовой и кадровой работе

Юрист-консультант

Паспортист

Специалист по кадрам

Рисунок 8 - Организационная структура АО ЖЭУК «Заречная»

Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом.

Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.

2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности АО ЖЭУК «Заречная»

Основные технико-экономические показатели организации позволяют объективно оценить эффективность хозяйственной деятельности организации за предыдущий период.

Динамика основных экономических показателей деятельности АО ЖЭУК «Заречная» в 2015-2017 гг. представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика основных экономических показателей организации

Показатель

Ед. изм.

Годы

Изменение за период

Абсолютное

(+,-)

Относительное

(%)

2015

2016

2017

1. Производственная программа

1.1. Выручка от реализации продукции

тыс. р.

83 306

81 846

91 420

8 114

9,74

2. Производственные ресурсы

2.1. Стоимость имущества – всего, в том числе:

тыс. р.

13 277

11 840

19 272

5 995

45,15

2.1.1. Внеоборотные активы

тыс. р.

377

327

1 029

652

172,94

в том числе:

– основные средства

тыс. р.

351

301

224

-127

-36,18

2.1.2. Оборотные активы

тыс. р.

12 900

11 513

18 243

5 343

41,42

в том числе:

– производственные запасы

тыс. р.

2 628

2 721

4 048

1 420

54,03

– денежные средства

тыс. р.

7 517

7 148

8 196

679

9,03

– краткосрочные финансовые вложения

тыс. р.

2 665

1 644

5 999

3 334

125,10

2.2. Источники формирования имущества – всего

тыс. р.

13 277

11 840

19 272

5 995

45,15

в том числе:

2.2.1. Собственный капитал

тыс. р.

3 457

3 406

542

-2 915

-84,32

2.2.2. Долгосрочные обязательства

тыс. р.

68

76

68

0

0,00

2.2.3. Краткосрочные обязательства

9 752

8 358

18 662

8 910

91,37

2.3. Среднесписочная численность работников

чел.

245

243

261

16

6,53

2.3.1. Непромышленный персонал

чел.

0

0

0

0

-

2.3.2. Промышленно-производственный персонал

чел.

245

243

261

16

6,53

в том числе:

– рабочие

чел.

171

170

173

2

1,17

– служащие (руководители и специалисты)

чел.

74

73

88

14

18,92

Окончание таблица 1

3. Затраты на производство и реализацию продукции

3.1. Себестоимость реализованной продукции

тыс. р.

83 169

81 404

94 943

11 774

14,16

3.2. Затраты на производство продукции – всего

тыс. р.

83 169

81 404

94 943

11 774

14,16

в том числе:

82880

81204

94315

3.2.1. Материальные затраты

тыс. р.

27347

23799

26977

-370

-1,35

3.2.2. Затраты на оплату труда

тыс. р.

55533

57405

67338

11 805

21,26

4. Финансовые результаты

4.1. Прибыль от продаж

тыс. р.

137

442

-3523

-3 660

-2671,53

4.2. Прибыль до налогообложения

тыс. р.

39

63

-4120

-4 159

-10664,10

4.3. Чистая прибыль

тыс. р.

-54

-51

-3599

-3 545

6564,81

5. Эффективность производственно-хозяйственной деятельности

5.1. Рентабельность активов

%

-0,41

-0,43

-18,67

-18,27

-

5.2. Рентабельность продаж

%

-0,06

-0,06

-3,94

-3,87

-

5.3. Рентабельность деятельности (продукции)

%

-0,06

-0,06

-3,79

-3,73

-

5.4. Показатели использования трудовых ресурсов

5.4.1. Производительность труда 1-го работника

тыс.р./чел.

340

337

350

10

3,01

5.4.2. Среднемесячная заработная плата одного работника ППП

р.

18889

19686

21500

2 611

13,82

5.4.3. Рентабельность использования трудовых ресурсов

тыс.р./ чел.

-0,22

-0,21

-13,79

-14

6156,24

5.5. Показатели использования основных средств

5.5.1. Рентабельность основных производственных средств

%

-0,42

-0,44

-19,73

-19,31

-

5.5.2. Фондоотдача ОПФ

р./р.

237,34

271,91

408,13

170,79

71,96

5.6. Показатели использования оборотных средств

5.6.1. Рентабельность оборотных средств

%

-0,42

-0,44

-19,73

-19,31

-

5.6.2. Оборачиваемость оборотных средств

обороты

6,45

7,07

5,20

-1,24

-19,28

5.6.3. Длительность оборота оборотных средств

дни

57

52

70

14

23,88

Таким образом, в 2015-2017 гг. валовой объем деятельности вырос на 8114 тыс. руб. (+9,74%).

Анализируя эффективность использования основных фондов, мы выявили, что фондоотдача в 2017 г. по сравнению с 2015 г. выросла на 170,79 руб./руб. при росте объема реализации услуг и стоимости основных средств.

В 2015-2017 гг. оборотные средства выросли на 5 343 тыс. руб. или на 41,42%. По итогам 2017 года наибольший удельный вес в структуре оборотных активов составляют запасы. Длительность оборачиваемости оборотных активов при этом выросла на 14 дней, что является негативным показателем.

Одним из важнейших факторов увеличения объема производства продукции является обеспеченность организации основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и более полное и эффективное их использование. Анализ фондовооруженности труда работников АО ЖЭУК «Заречная» в 2015-2017 гг. представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели фондовооруженности труда работников

Показатели

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Изменение

+/-

%

1. Стоимость основных фондов, тыс. руб.

351

301

224

-127

-36,18

2. Среднесписочная численность работников, чел.

245

243

261

16

6,53

3. Фондовооруженность труда, тыс. руб./чел.

1,43

1,24

0,86

-0,57

-40,09

4. Выручка от продажи, тыс. руб.

83306

81846

91420

8 114

9,74

5. Выработка на 1 работника, тыс. руб./чел.

340

337

350

10

3,01

Таким образом, из данных таблицы 2 следует, что фондовооруженность труда работников АО ЖЭУК «Заречная» уменьшилась в 2015-2017 гг. – с 1,43 тыс. руб./чел. в 2015 году до 0,86 тыс. руб./чел. в 2017 году в связи с уменьшением стоимости основных средств на фоне роста численности персонала.

Рассмотрим показатели эффективности использования ос­новных фондов организации в таблице 3.

Таблица 3 - Показатели эффективности использования основных фондов

Показатели

2015г.

2016г.

2017г.

Изменение

+/-

%

1. Выручка от продажи, тыс. руб.

83 306

81 846

91 420

8 114

9,74

2. Стоимость ОС, тыс. руб.

351

301

224

-127

-36,18

3. Фондоотдача, руб./руб.

237,34

271,91

408,13

170,79

71,96

4. Фондоемкость, руб./руб.

0,004

0,004

0,002

-0,002

-41,85

5. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

137

442

-3523

-3 660,00

-2671,53

6. Фондорентабельность, %

39,03

146,84

-1572,77

-1 611,80

-

Таким образом, фондоотдача в исследуемом периоде растет – с 237,34 руб./руб. в 2015 году до 408,13 руб./руб. в 2017 году. Фондоемкость соответственно снижается – с 0,004 руб./руб. в 2015 году до 0,002 руб./руб. в 2017 году. Фондорентабельность в 2015-2017 гг. значительно снижается - с 39,03% в 2015 году до нерентабельности по итогам 2017 года.

Таким образом, можно отметить, что рост фондоотдачи вызван опережающим ростом выручки на фоне снижения стоимости основных темпов. При этом рентабельность основных производственных средств на протяжении 2015-2017 гг. значительно снижается в силу полученного убытка.

В целом можно сделать вывод об ухудшении всех финансовых результатов организации за 2015-2017 гг., что связано прежде всего с ростом доли затрат в структуре реализации продукции и оказанных услуг.

В результате прибыль от продаж и до налогообложения на протяжении 2015-2016 гг. сменяется убытком по итогам 2017 года. Более того, по итогам 2015-2017 гг. АО ЖЭУК «Заречная» ежегодно получает чистый убыток, в результате чего деятельность предприятия является нерентабельной.

Дальнейшего снижения себестоимости продукции можно ожидать лишь при сокращении постоянных расходов. Возможности для снижения этих затрат имеются, но реализовать их в условиях постоянного снижения объемов реализации очень трудно.

2.3. Функции, задачи и организация работы по взаимодействию с населением АО «ЖЭУК Заречная»

Деятельность АО «ЖЭУК Заречная» при работе с населением можно сгруппировать в следующие ключевые направления работы УК:

1. Заключение договора управления УК с собственниками помещений

2. Формирование и поддержание положительного имиджа УК

3. Работа с неплательщиками

Договор управления заключен АО «ЖЭУК Заречная» с каждым собственником помещения при выборе способа управления и на условиях, согласованных всеми собственниками на общем собрании. Чтобы заключить договор управления с собственниками помещений АО «ЖЭУК Заречная» необходимо:

1. Собрать общее собрание (общие собрания) собственников помещений дома при поддержке хотя бы одного из собственников по вопросу выбора формы управления домом, выбора управляющей компании и утверждению условий заключения договора в формате ознакомительной беседы и пояснением преимуществ УК.

2. Провести необходимую агитацию, общее собрание и зафиксировать результаты в протокол общего собрания с решением собственников: 1) о выборе формы управления домом - управление управляющей компанией; 2) о выборе конкретной УК; 3) об утверждении обязательных условий заключения договора управления: по составу общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адресу такого дома; по перечню работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку изменения такого перечня, а также перечню коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая компания, по порядку определения цены договора, размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеру платы за коммунальные услуги, а также порядку внесения такой платы; по порядку осуществления контроля за выполнением управляющей компанией ее обязательств по договору управления.

3. Подготовить проект договора управления в соответствии с утвержденными в протоколе общего собрания собственников обязательными условиями. Подписать окончательный вариант договора собственниками помещений.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого собственника этого дома. Инициатор, инициативная группа собрания обязаны известить собственников о проведении такого собрания. Срок извещения - не позднее десяти дней до даты проведения собрания. Как правило, формируется

АО «ЖЭУК Заречная» важно перед проведением собраний:

- правильно определить объем необходимых работ по поддержанию дома в надлежащем состоянии (проводится предварительное обследование здания);

- учитывать интересы собственников помещений по повышению комфортности и безопасности проживания (собираются жалобы и предложения жителей дома);

- правильно определить приоритетность проведения мероприятий в краткосрочной и долгосрочной перспективах, исходя из платежеспособности жителей и эффективности мероприятий (предложить конкретные решения и мероприятия).

Для подготовки к участию в собрании собственников жилья АО «ЖЭУК Заречная» до проведения такого собрания реализует следующие задачи:

- произвести осмотр состояния конструктивных элементов и внутридомового оборудования жилого дома, его территории;

составить перечень:

- обязательных мероприятий по поддержанию общего имущества в надлежащем техническом состоянии;

- дополнительных мероприятий по улучшению комфортности проживания;

- возможных мероприятий по повышению благоустройства здания;

- рекомендуемых мероприятий по эффективному использованию общего имущества;

- сформировать варианты режимов текущего содержания мест общего пользования (периодичность санитарной уборки, ее качество);

- установить примерную стоимость всех работ, в т.ч. в расчете на 1 квадратный метр общей площади жилья;

- разработать стратегию управления конкретным жилым домом;

- обосновать необходимость и возможность проведения всех предлагаемых мероприятий;

- подготовить проект договора на управление домом, предложив тот или иной вид договора в зависимости от состояния дома и пожеланий собственников;

- ознакомить собственников помещений с предлагаемым планом деятельности УК по управлению общим имуществом их дома.

Учитывая слабый уровень самоорганизации жителей дома, необходимо формировать инициативную группу 3-10 чел. из старших по подъезду, дому. Деятельность инициативной группы должна быть направлена на формирование положительного мнения жителей дома в отношении АО «ЖЭУК Заречная», выполнение оперативной работы, связанной со сбором бюллетеней (в случае заочного голосования).

Если собственники помещений в многоквартирном доме сочтут избранную управляющую компанию недостаточно эффективной, то они вправе своим решением изменить ее. В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса решение о выборе способа управления также как и об изменении способа управления принимается только собственниками помещений и только на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

3. Разработка предложений по информатизации процесса взаимодействия с населением в АО ЖЭУК Заречная»

3.1. Анализ и оценка эффективности по взаимодействию с населением АО ЖЭУК «Заречная»

23 сентября на федеральном уровне было принято решение, обязывающее управляющие компании раскрывать информацию о своей деятельности. Речь идет о постановлении правительства РФ №731, которым утвержден «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Публикации подлежат: перечень услуг, которые они оказывают, стоимость этих услуг, тарифы, по которым организации приобретают коммунальные услуги от снабжающих компаний, показатели финансово-хозяйственной деятельности, а также годовой план по содержанию и ремонту дома. В срок до 9 декабря все управляющие компании Республики Марий Эл должны опубликовать сведения о своей деятельности в сети Интернет.

13 октября на совещании в Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РМЭ было принято решение о создании единого Интернет-Портала ЖКХ Республики Марий Эл (www.12jkh.ru ). Реализация данного проекта легла на плечи Компании «Цитрус». Совместно с министерством строительства и НП СРО «Жилищный союз Республики Марий Эл» компания разработала методические указания для управляющих компаний по вопросу размещения информации. На сегодняшний день компанией заключены договора со всеми управляющими организациями республики.

У каждой управляющей компании республики на Портале - своя страница, на которой, согласно Стандарту, выложена вся необходимая информация. Несколько организаций, под управлением которых находится довольно большое количество домов, будут размещать сведения о себе на собственном сайте, который также разработала компания «Цитрус».

Разработчики Портала, который начал свою работу 15 ноября, попытались сделать информационный ресурс максимально удобным для пользователей. Кроме основной информации о деятельности УК, можно задать вопрос, пожаловаться на сотрудников, плохо выполняющих свои обязанности, в администрацию управляющей компании и обсудить с другими пользователями злободневные вопросы в сфере ЖКХ.

Работа единого Интернет-Портала Республики Марий Эл позволит улучшить процесс взаимодействия управляющих компаний с потребителями услуг. Посетители Портала всегда смогут получить достоверную и полную информацию о всех управляющих компаниях Республики Марий Эл.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) – одна из форм реализации народом Российской Федерации своей власти через непосредственное осуществление самоуправления на части территории муниципального образования и участия в местном самоуправлении путем создания эффективного социального партнерства власти и населения.

Территориальное общественное самоуправление не является самостоятельной формой публично-властной деятельности. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление не служит формой непосредственного осуществления власти. Органы территориального общественного самоуправления не входят в систему органов местного самоуправления и, следовательно, не являются органами, через которые осуществляется власть народа.

Не являясь самостоятельным уровнем публичной власти, оно, тем не менее, признается одним из институтов местного самоуправления. Определение оптимальных путей решения локальных проблем населения и добровольное исполнение жителями принимаемых на себя обязательств должны составлять основное содержание территориального общественного самоуправления.

В настоящее время ТОС осуществляется в рамках Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В статье 27 данного закона ТОС определяется как «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Территории для осуществления ТОС:

- подъезд многоквартирного жилого дома;

- многоквартирный жилой дом;

- группа жилых домов;

- жилой микрорайон;

- сельский населенный пункт, не являющийся поселением;

- иные территории проживания граждан.

Органы территориального самоуправления играют немаловажную роль в сфере ЖКХ: представляют и защищают общественные интересы, собственные права, законные интересы граждан, проживающих на данной территории, в органах государственной власти и местного самоуправления, судах и других государственных и негосударственных организациях, учреждениях и на предприятиях; организуют проведение собраний, конференций жителей данной территории, принимают решения и организуют их выполнение; привлекают население к работам по улучшению санитарного состояния, по благоустройству данной территории (улиц, скверов, парков, водоемов), их озеленению, к строительству и ремонту дорог и тротуаров, коммунальных сетей, спортивных и детских площадок.

В условиях нового жилищного законодательства немаловажная роль в содержании общего имущества многоквартирных домов отводится собственникам жилья. Но для того чтобы инициировать какую-либо работу по модернизации коммунальной инфраструктуры в доме, жителям необходимо организовываться. Именно ТОС, как самоорганизация граждан, может помочь собственникам на всех этапах управления многоквартирным домом: от выбора способа управления многоквартирным домом до контроля за деятельностью управляющей компании. ТОС имеет реальную возможность объединить инициативу всех граждан, как собственников, так и нанимателей жилья, для проведения необходимых мероприятий по месту жительства для улучшения состояния территории проживания.

ТОС служит площадкой для снижения конфликтных ситуаций внутри дома во взаимоотношениях жителей и управляющей организации. Служит площадкой для обсуждения спорных вопросов, конфликтных ситуаций, выработки единых подходов и практик, совместного плана уборки территорий в зимний период и т.д.

ТОСы и управляющая компания АО ЖЭУК «Заречная» пришли к выводу, что совместная работа приносит пользу, сложились партнерские отношения. Управляющей компании АО ЖЭУК «Заречная» есть с кем решать вопросы по содержанию многоквартирных домов, расположенных в г.Йошкар-Оле. Результатом этой работы стали ремонт в подъездах, установка новых почтовых ящиков, новых козырьков над входами в подъезды и освещения подъездов.

Козырек над крыльцом – это прежде всего защита от дождя и снега. Существующие козырьки не выполняли этих функций, так как были узкими и не закрывали крыльцо полностью. В зимний период на крыше дома образовываются сосульки и создают угрозу безопасности здоровью и жизни жителей. Новые козырьки над входом в подъезды дома соответствуют современным требованиям дизайна и полностью перекрывают крыльцо.

3.2. SWOT-анализ деятельности в области взаимодействия с населением АО ЖЭУК «Заречная»

Развитие любых рыночных структур должно отвечать требованиям, диктуемым новыми условиями хозяйствования: иметь широкую рыночную нишу, гарантирующую устойчивый, перспективный спрос на продукцию предприятия на внутреннем и внешнем рынках; быть способным разрабатывать и производить конкурентоспособную продукцию; обеспечивать целесообразное совмещение функций управления, необходимых для устойчивой работы предприятия; использовать весь комплекс прав и возможностей для поддержания платежеспособного спроса на услуги предприятия.

Представим исходную информацию для SWOT-анализа деятельности АО ЖЭУК «Заречная» в таблице 4.

Таблица 4 - Исходная информация для SWOT-анализа предприятия

Возможности

Сильные стороны

Выход на новые рынки и дополнительные группы клиентов (переподключение новых многоквартирных домов под управление АО ЖЭУК «Заречная»)

Высокое качество оказываемых услуг

Реализация единого Интернет-Портала ЖКХ Республики Марий Эл (www.12jkh.ru)

Сильная управленческая команда, топ-менеджмент организации

Возможность расширения производственных мощностей, реализация инвестиционных проектов

Ценовые преимущества

Увеличение объема государственной поддержки предприятий сферы ЖКХ

Высокая квалификация персонала

Эффективное расположение и использование производственных мощностей

Высокая восприимчивость к новым разработкам

Наличие высококвалифицированных специалистов

Участие в госпрограммах по капремонту жилищного фонда

Лояльность поставщиков, возможность отсрочки оплаты за потребленные услуги

Эффективная деятельность ремонтных бригад

Совершенствование уровня взаимодействия с населением

Эффективная система контроля качества услуг

Увеличение роли территориального общественного самоуправления в сфере взаимодействия АО ЖЭУК «Заречная» с населением

Хорошо поставленная система менеджмента на предприятии

Возможность участия в федеральных целевых программах Республики Марий Эл по субсидированию процентной ставки по инвестиционным кредитам

Наличие долгосрочных контрактов с проверенными поставщиками

Окончание таблицы 4

Угрозы

Слабые стороны

Угроза последствий экономического кризиса

Быстростареющие основные фонды

Выход на рынок Республики Марий Эл новых конкурентов в сфере управления многоквартирными домами

Отсутствие профессиональной службы по взаимодействию с общественностью

Снижение спроса на услуги

Нехватка свободных финансовых ресурсов

Агрессивная политика действующих конкурентов

Недостаточно широкое взаимодействие с общественностью

Высокий уровень инфляции

Нехватка средств на обновление основных фондов

Увеличение цен на сырье, топливо, электроэнергию, услуги

Нерентабельность деятельности предприятия

Неплатежеспособность потребителей

Неэффективная система оплаты труда

Отказ банков в выдаче кредитов в связи с превышением предприятием лимита кредитования, отсутствия залога

Увеличение текучести кадров

Повышение уровня требований потребителей к качеству услуг

Слабая мотивационная политика по отношению к персоналу

Персонал организации может быть переманен на работу в фирмы-конкуренты

Низкие показатели ликвидности и платежеспособности

Для установления связей между сильными и слабыми сторонами предприятия, а также угрозами и возможностями составим матрицу SWOT-анализа (рисунок 9). Разработка стратегии должна опираться на сильные стороны предприятия и быть такой, чтобы минимизировать воздействие слабых сторон. Для этого выясняют как изменения ситуации на рынке и в какой мере соотносятся с сильными и слабыми сторонами организации. Таким образом, к числу проблем АО ЖЭУК «Заречная» можно отнести отсутствие достаточных финансовых ресурсов для расширения производственных мощностей и для дальнейшего развития предприятия, а также профессиональной службы по взаимодействию с общественностью. Сильной стороной является также фактор качества. Внедрение новых технологий в области взаимодействия с населением и использовании высококачественного сырья позволит значительно повысить спрос на услуги предприятия.

Возможности:

Угрозы:

1. Открытие новых рынков сбыта

2. Участие в выборах управляющих компаний населением

3. Появление новых видов деятельности в области взаимодействия с населением

1. Усиление конкуренции

2. Рост цен на сырье, топливо, электроэнергию, материалы и комплектующие, используемые предприятием при оказании услуг

3. Сокращение объема оказания услуг в силу слабой деятельности в области взаимодействия с населением

Сильные стороны:

Сила и возможности:

Сила и угрозы:

1. Высокое качество реализуемых услуг

2. Высокая квалификация персонала

3. Наличие долгосрочных контрактов с проверенными поставщиками и покупателями

1. Высокое качество поможет выйти на новые рынки сбыта

2. Высокая квалификация персонала поспособствует расширению производственных мощностей с целью удовлетворения растущего спроса

3. Стабильная контрактная база снижает риски непоставок сырья

1. Высокое качество услуг уменьшит вероятность снижение спроса

2. Высокое качество услуг и квалификация персонала помогут сохранить высокий спрос после повышения ее себестоимости

3. Потребители и в дальнейшем будут покупать услуги предприятия в связи с их качеством и заключенными долгосрочными контрактами

Слабые стороны:

Слабость и возможности:

Слабость и угрозы:

1. Быстростареющие производственные мощности

2. Отсутствие профессиональной службы по взаимодействию с общественностью

3. Недостаточно широкое взаимодействие с общественностью

1. Модернизация производственных мощностей за счет использования заемного капитала

2. Создание штатной единицы специалиста по взаимодействию с общественностью в штатном расписании предприятия

3. Совершенствование технологий и приобретение дополнительного зарубежного оборудования с целью расширения взаимодействия с общественностью

1. Дальнейшее старение производственных мощностей

в условиях резко возросшей конкуренции

2. Снижение спроса на услуги вследствие повышения их себестоимости и, как следствие, отпускной цены в условиях отсутствия профессиональной службы по взаимодействию с общественностью

3. Снижение объемов продаж вследствие недостаточного широкого взаимодействие с общественностью

Рисунок 9 - Матрица SWOT-анализа АО ЖЭУК «Заречная»

Позиции АО ЖЭУК «Заречная» на рынке достаточно устойчивы. Однако если не продолжать развитие производства и внедрение новейших технологий в области взаимодействия с населением, на предприятии будет происходить спад коммерческого оборота. Дополнительно полученная прибыль должна быть использована в целях модернизации на новые инвестиционные проекты, а также в области взаимодействия с населением.

3.3. Мероприятия по совершенствованию деятельности по информатизации процесса взаимодействия с населением в

АО ЖЭУК «Заречная»

Одним из основных факторов влияния научно-технического прогресса на все сферы деятельности человека является широкое использование новых информационных технологий. Среди наиболее важных и массовых сфер, в которых информационные технологии играют решающую роль, особое место занимает сфера жилищно-коммунального хозяйства. Под влиянием новых информационных технологий происходят коренные изменения в технологии управления, повышается квалификация и профессионализм специалистов, занятых деятельностью в жилищно-коммунальной сфере.

В настоящее время многие категории населения часто используют информационные сервисы для оплаты коммунальных услуг через интернет. При этом в настоящее время большинство информационных сервисов, представляемых жильцам многоквартирных домов (МКД), ограничивается электронными платежами и вводом показаний счетчиков (электрических, водяных, газовых), распечаткой квитанций.

Для части жильцов и таких сервисов вполне достаточно. Но все большая часть жильцов выражает желание пользоваться дополнительными информационными сервисами, предоставляющими возможность комфортного общения с руководителями муниципалитетов, управляющими компаниями, руководством товариществ собственников жилья, поставщиками коммунальных услуг и ресурсов.

Таким образом, создание таких информационных сервисов является одной из задач совершенствования информационных систем в жилищно-коммунальной сфере для управления многоквартирными домами. Автоматизация процессов управления МКД и совершенствование ИТ-инфраструктуры ЖКХ, определяются следующими факторами: постановлениями РФ; международными стандартами; мировыми тенденциями в развитии информационных технологий; тенденциями развития рынка информационных систем для управления жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) в РФ; уровнем готовности ЖКХ к автоматизации деятельности по управлению МКД.

Для решения задачи формирования информационных ресурсов (цифрового информационного контента) в области ЖКХ (в частности, для управления ТСЖ) изданы постановления Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». В соответствии с указанными постановлениями, все управляющие компании и ТСЖ, занимающиеся управлением многоквартирными домами, обязаны раскрывать информацию о своей финансово-хозяйственной деятельности (в частности управления), о ценах и тарифах на свои услуги.

АО ЖЭУК «Заречная» информацию не публикуют вовсе. Следовательно, проблема заключается в том, что так и не создано единое информационное пространство, содержащее информационный цифровой контент, удобный как для органов управления, так и для жильцов. В связи с чем, предоставляется актуальным провести анализ и оценку информационных систем, применяемых в этой сфере.

Большинство отечественных информационных систем в ЖКХ предусматривают установку клиентских приложений непосредственно на компьютеры абонентов. Кроме этого, в большинстве отечественных информационных систем основное внимание уделено автоматизации только рабочих мест технических специалистов (управляющие компании, руководство ТСЖ, паспортные столы, бухгалтерии, аварийные службы).

Вместе с тем в последнее время отечественные компании по разработке программного обеспечения стали усиленно создавать информационные сервисы для удобства работы абонентов-жильцов на базе облачных технологий. Наглядным примером является программный комплекс «СТЭК-ЖКХ», который имеет в свое составе следующие программные модули:

1. Расчеты с физическими лицами.

2. Паспортный стол.

3. АРМ Юриста (Работа с должниками— физическими лицами).

4. Аварийно-диспетчерская служба.

5. АРМ Кассира.

6. Расчеты сюридическими лицами.

7. Субсидии.

Постоянный доступ через Интернет ко всем вышеуказанным модулям происходит с помощью информационного сервиса «Стэк-Облако». Программный комплекс разработан специально для небольших организаций по управлению МКД, к которым относится и ТСЖ. Программный комплекс предоставляется как услуга, на условиях договора аренды, при этом на компьютере абонента установка клиентской части программного комплекса не производиться.

Универсальная учетная система (УУС) «Виртуальный ИРЦ» (ВИРЦ) в конфигурации «Виртуальный ИРЦ— ЖКХ» (ВИРЦ — ЖКХ), разработанная компанией ПАФЭС, предоставляет пользователям (администрациям муниципалитетов, управляющим компаниям, ТСЖ, поставщикам жизнеобеспечивающих ресурсов и жителям) возможность доступа к облачным технологиям.

Основные функции «ВИРЦ ЖКХ»— автоматизация взаиморасчетов и объединение всех участников в гибридную виртуальную сеть. В неё входят автоматизированные деловые процессы: регионального расчетного центра; государственной жилищной инспекции; регионального оператора фонда капитального ремонта; централизованная диспетчерская служба; управление текущим ремонтом; паспортной регистрационной службы; управление затратами; «личный кабинет» абонента ЖКХ.

Еще одна информационная система, предусматривающая использование облачных информационных технологий,— это Domosite.ru. Информационная система развилась из небольшой социальной сети и позволяет создать единое информационное пространство для жителей МКД, технических сотрудников ТСЖ (управляющих компаний) и контролирующих органов для эффективного управления МКД и его имуществом. Основные возможности информационной системы:

1. Создание официальной страницы ТСЖ/УК с функцией размещения новостей и отчетности.

2. Отслеживание реестра жителей и собственников.

3. Подключение информационного сервиса «Пакет ДомоСтарт» и возможность выполнять следующие действия: осуществлять сбор и сдачу показаний счетчиков, напоминания абонентам по почте, отчеты по потреблению коммунальных услуг; вести журнал заявок с СМС-уведомлениями; вести календарь; участвовать в форуме для обсуждения тем, актуальных для ТСЖ, и обмена опытом.

4.Работа с диспетчерской службой;

5. Осуществление онлайн-оплаты за жилищно-коммунальные услуги с использованием банковских карт VISA и MasterCard.

6. Получение юридических услуг и консультаций.

Кроме этого, информационную систему для управления ЖКХ на базе облачных технологий разработал «Ростелеком» (информационная система «07.ЖКХ»).

Облачные информационные сервисы данной информационной системы предназначены для региональных и муниципальных органов власти, управляющих и ресурсоснабжающих организаций, рассчётно-кассовых центров. Информационная система «07.ЖКХ» предоставляет различным категориям абонентов следующие информационные сервисы:

1. Для органов государственной власти— оперативный мониторинг исполнения производственных и инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, прогнозирование, расчет и целевое использование бюджетных средств на предоставление социальной поддержки отдельным категориям граждан и субсидий по оплате ЖКУ.

2. Для органов местного самоуправления— информирование граждан о деятельности организаций ЖКХ, ведение учета электронных паспортов всех объектов жилого фонда, оперативная координация деятельности всех управляющих организаций, верификация данных по расчетам между управляющими и ресурсоснабжающими организациями;

3. Для управляющих, ресурсоснабжающих организаций и расчетно-кассовых центров— биллинговые и платежные сервисы для проведения расчётов по многоставочным тарифам с возможностью автоматизированного сбора показаний с общедомовых и индивидуальных приборов учета;

4. Для населения— «Личный кабинет для населения», позволяющий удаленно, в любое время, получит актуальные сведения о состоянии лицевого счёта, заказать необходимые справки, ввести показания индивидуальных приборов учёта, оплатить счета и заказать дополнительные услуги.

Таким, образом, проведенный анализ показывает, что сфера ЖКХ в настоящее время в достаточной мере автоматизирована. Вместе с тем в АО ЖЭУК «Заречная» информационные системы применяются малоэффективно в сфере взаимодействия с населением. В этой связи объективно возрастает потребность в проведении структурных преобразований в управлении ЖКХ, опирающихся на научно-обоснованный массив информации. Это необходимо для принятия эффективных управленческих решений и, что особенно значимо, для обеспечения контроля над деятельностью субъектов ЖКХ.

Заключение

Объектом исследования является АО ЖЭУК «Заречная». По итогам анализа финансовых результатов АО ЖЭУК «Заречная» можно сделать вывод об снижении всех показателей прибыли фирмы в исследуемом периоде. Все показатели рентабельности деятельности АО ЖЭУК «Заречная» на протяжении исследуемого периода отрицательны.

По итогам анализа финансовой устойчивости АО ЖЭУК «Заречная» можно сделать вывод, что на протяжении исследуемого периода предприятие не достигало нормативных значений показателей финансовой устойчивости и зависимость фирмы от внешних пассивов была высока. Также можно сделать вывод, что собственных оборотных активов у предприятия достаточно для нормальной деятельности фирмы.

В работе АО ЖЭУК «Заречная» взаимодействие с собственниками не уступает по важности таким фундаментальным вещам, как проведение текущего ремонта и уборка территории. Если проводить работы по содержанию дома без согласования с жильцами, даже отличная работа может обернуться со знаком «минус». Все нужно делать только с разрешения и по желанию собственников.

Для эффективной работы любой УК просто необходимо поддерживать постоянный контакт с председателями и членами советов МКД. Это нужно для того, чтобы предоставлять жителям исчерпывающую информацию о работе компании, доступно и полно разъяснять начисления за ЖКУ, произвести перерасчеты, например, за временное отсутствие жильца и так далее.

АО ЖЭУК «Заречная» приветствует и поддерживает проявление инициативы собственников и практически на всех домах
под управлением «ЦЭТ» созданы советы МКД. Более того, советы домов по соглашению с УК наделены полномочиями по приемке работ по текущему ремонту, и без подписи председателя не производится оплата подрядным организациям, что стимулирует их выполнять работы качественно.

Крайне важно отвечать на письменные запросы собственников своевременно, однако в АО ЖЭУК «Заречная» не специальный отдел специально для того, чтобы отслеживать своевременность подготовки ответов жителям от сотрудников компании.

Лицом управляющей компании является абонентский отдел, который первым встречает все вопросы от жителей. Понимая это, руководство компании должно усилить это подразделение опытными специалистами. Перед приемом на работу все инженеры по работе с населением должны проходить тестирование на знание нормативных документов, причем затем тестирование повторяется каждые полгода, так как меняется законодательство.

Наиболее злободневным являются вопросы начислений оплаты за ЖКУ. Чтобы не отсылать обратившихся людей в РИЦ или еще куда-то, компания АО ЖЭУК «Заречная» должна предусмотреть дополнительные траты и приобрести специальную компьютерную программу, чтобы специалисты УК сразу же при обращении давали жителям разъяснения по вопросам оплаты, начислений за жилищно-коммунальные услуги, о задолженности, о показаниях счетчиков и т.д.

Большое внимание должно уделяться отчету У АО ЖЭУК «Заречная» перед собственниками. Отчет должен готовиться заранее, сначала его читает совет МКД, вносит свои замечания, поправки, уже затем он выносится на весь дом, на доску объявлений или в других оговоренных договором местах, чтобы могли прочитать все жильцы.

После внедрения предложенных мероприятий, рекомендуется обобщить и взять положительный опыт АО ЖЭУК «Заречная» в качестве образца эффективного взаимоотношения управляющей организации и собственников для распространения в г. Йошкар-Ола.

Список использованных источников

  1. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 27.12.2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.12.2018) // Российская газета, № 248, 29.12.1995.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Российская газета, № 226, 27.11.2009.
  3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» (ред. от 30.12.2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Российская газета, № 226, 27.11.2009.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010г. № 731. «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (ред. от 27.03.2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.04.2018) // Российская газета, № 222, 01.10.2010.
  5. Автоматизированная информационная система «Жилищно-коммунальное хозяйство» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.insoft.ru/insoft/products/products_ais_JKH/Opisanie_AIS_ JKH.pdf . - Загл. с экрана.
  6. Волгунов А. Д. Обзор функциональных возможностей и перспектив развития систем домашней автоматизации / А. Д. Волгунов // Молодой ученый. – 2015. – № 8. – С. 199–202.
  7. Герасина Е.В. Информационные ресурсы в России по сравнению с развитыми зарубежными странам / Е.В. Герасина // Власть. - 2015. – № 6. – С.47-52.
  8. Горбачев Д.В. Обзор современных информационных технологий автоматизации деятельности в сфере ЖКХ / Д.В. Горбачев, Э.Г. Хакимов // Молодой ученый. – 2015. – №13. – С. 33-35.
  9. Гулин А.В. Проблемы развития жилищно-коммунальной сферы России / А.Гулин // Жилищно-коммунальная сфера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aleksandrgylin.narod.ru/02017012.pdf . - Загл. с экрана.
  10. Информатизация в экономике // Транс регион [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://trreg.ru/energ-infrastruktura-v-rossii. - Загл. с экрана.
  11. Информационные ресурсы в жилищно-коммунальном хозяйстве Российский бизнес форум [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: http://ros.biz/events/railways . - Загл. с экрана.
  12. Обзор рынка автоматизации предприятий: решения для строительных и управляющих компаний в сфере ЖКХ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://habr.com/post/420669 . - Загл. с экрана.
  13. Патудин В.М. О создании информационно-аналитического центра обработки информации в сфере ЖКХ МО по принципу «одного окна» / В.М. Патудин, Е.А. Юртайкин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smcenter.ru/index.php/article/152-odno-okno-v-gkh . - Загл. с экрана.
  14. Пругова Ю. ЕРКЦ: опыт комплексного подхода к учету финансовых потоков в сфере ЖКХ / Ю. Пругова // ЖКХ. Жилищное и коммунальное хозяйство российских регионов. – 2017.– № 6. – С. 37-40.
  15. Редько Ю. В. Сфера жилищно-коммунального хозяйства: содержание и структура / Ю. В. Редько // Журнал Экономика и социум. – 2017. – №4.
  16. Саак А. Э. Применение информационных технологий управления в жилищно-коммунальном хозяйстве / А. Э. Саак, В. Н. Тюшняков // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2013. – С. 246–525.
  17. Саак А.Э. Информационные технологии управления: Учебник для вузов / А.Э. Саак, Е.В. Пахомов, В.Н. Тюшняков.– СПб.: Питер, 2017. – 320 с.
  18. Саак А.Э. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении / А.Э. Саак, Е.В. Пахомов, В.Н. Тюшняков // Муниципальная власть– 2018. – № 2. – С. 66-71.
  19. Савин К. Н. Информационные технологии как институциональный резерв повышения энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве / К. Н. Савин // Вестник ТГТУ. – 2016. – № 3. – С. 808–810.
  20. Салкин Д.А. Возможности интеграции дополнительных сервисов по обслуживанию технических систем жилого объекта в информационную систему ЖКХ / Д. А. Салкин, С.С. Душутин // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 2. – С. 83–89.
  21. Салкин Д. А. Дополнительные услуги для населения в рамках интегрированной информационной системы ЖКХ / Д. А. Салкин, Е. В. Сергеева, С. С. Душутин // Материалы научной конференции XLVI Огаревские чтения Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева: в 3-х ч. – Саранск : Изд-во МГУ им. Н.П. Огарева. – 2018. – С. 276–280.
  22. Слиняков Ю.В. Менеджмент в жилищно-коммунальном хозяйстве / Ю.В.Слиняков. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 352 с.
  23. Тюшняков В.Н. Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров / В.Н. Тюшняков // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2016. – № 11 (124).– С. 224-232.
  24. Фатахетдинова А.И. Информационные технологии и ЖКХ / А.И. Фатахетдинов, В.П. Шохин // ЖКХ.– 2015. – № 1. – С. 63-69.
  25. Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство. Развитие, управление, экономика: Электронный учебник / В.З. Черняк. – М.: КНОРУС, 2018. - 298 c.
Telegram Bot