Особенности муниципиального управления сельского поселения

Содержание

Введение 3

1. сельская местность как объект муниципального управления 5

1.1. Система самоуправления в сельской местности 5

2. Анализ особенностей муниципального управления в сельской местности 9

2.1. Сельское самоуправление в России 9

2.2. Перспективы развития самоуправления в сельской местности 18

3. Муниципальное регулирование планировки, застройки и жизнеобеспечения сельских поселений 28

3.1. Деятельность органов местного самоуправления в сфере жизнеобеспечения сельских поселений 28

3.2. Государственная поддержка жилищного строительства в сельской местности 33

Выводы и предложения 37

Список используемых источников 40

Введение

В отличие от привычного в России экономического и социального планирования, стратегическое планирование не является чисто формальной процедурой. В нашей стране долгое время планирование было самоцелью, а не средством развития, которая заключалось в следующем – больше показателей, масштабнее задачи и грандиознее темпы развития. В формативном планировании важнее красиво отчитаться, даже дутыми цифрами, мнимыми показателями. Напротив, в стратегическом планировании важнее всего дать правдивый анализ внутренней и внешней среды исследуемого объекта.

Современные подходы к управлению развитием акцентируют наше внимание на недопустимости «достижения цели любой ценой». Сегодня актуально управление развитием, учитывающее естественный ход событий, осознающее масштабы и границы своего действия, ответственно относящееся к последствиям принятых решений. Это инициирующие, поддерживающие, выращивающие технологии. Управление развитием муниципального образования – это «спорт высших достижений» муниципального управления.

Технология стратегического планирования инициирует к участию и включению в процесс планирования всех субъектов, реально или потенциально влияющих на развитие ситуации муниципального образования, включая конкурентов и противников. Дискуссии о концептуальных основах будущего переносятся внутрь процесса и процедуры планирования. Этим задается возможность расчета будущего в ситуациях, где его принципиально ранее не было (например, дефицита и борьбы за ресурсы, конфликта), появляется возможность добиться определенности будущего – просчет вариантов будущего. Участники, включенные в процесс и публичную процедуру стратегического планирования, доходят до общего плана будущего, движения к будущему, хотя бы уровня заявления о намерениях.

Одним из следствий недостаточности профессионального управленческого инструментария современного муниципального управления является практика работы органов муниципального управления в условиях отсутствия стратегических ориентиров деятельности: от задачи к задаче, от ситуации к ситуации, от выборов до выборов.

Кроме прочего, такое положение дел ведет к тому, что реальными управляющими на местах часто оказываются те, кто имеет свои собственные целевые установки по отношению к местному развитию, в том числе теневые структуры. В этом случае система муниципального управления начинает работать не в интересах муниципального образования в целом, а в частных интересах соответствующих групп людей. Преодоление этой ситуации – одна из задач стратегического планирования. Таким образом, тема работы является актуальной.

Объектом исследования выступает муниципальное образование «Азановское сельское поселение».

Предметом исследования являются различные аспекты управления муниципальным образованием «Азановское сельское поселение».

Целью исследования является изучение особенностей управления в сельской местности на примере муниципального образования «Азановское сельское поселение».

Для достижения цели работы, были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить теоретические и нормативно-правовые основы местного самоуправления в сельской местности;

- провести анализ социально-экономического развития муниципального образования «Азановское сельское поселение» и его управлением на современном этапе;

- предложить мероприятия по развитию муниципального образования «Азановское сельское поселение».

1. сельская местность как объект муниципального управления

1.1. Система самоуправления в сельской местности

Система местного самоуправления в сельской местности кардинальным образом изменилась после вступления в силу Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон предусматривает осуществление во всех субъектах РФ двухуровневой системы муниципальных образований в сельской местности (поселения и муниципальные районы) [6, c. 12].

На базе сельских населенных пунктов с 1 января 2006 года функционирует 19 736 муниципальных образований - сельских поселений, объединенных в 1805 муниципальных районов. В одном сельском поселении может быть от 1 до 10 и более населенных пунктов, а в одном муниципальном районе - от 3 до 10 и более сельских поселений [17, c. 34].

Некоторое количество пригородных сельских населенных пунктов входит в состав городских округов. Кроме того, в состав муниципальных районов входит 2057 городских населенных пунктов (городов и поселков) со статусом городского поселения. Все это предопределяет достаточно сложную структуру муниципального управления на сельских территориях.

Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» разграничил вопросы местного значения между муниципальными районами и сельскими поселениями и закрепил за каждым уровнем соответствующее имущество и источники доходов [1, c. 15].

За поселениями законом закрепляются в основном вопросы текущего жизнеобеспечения населенных пунктов, например: организация инженерной инфраструктуры, дорожное хозяйство в границах населенных пунктов, содержание муниципального жилищного фонда, участие в предупреждении и ликвидации последствий локальных чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли, бытового, библиотечного обслуживания, организации досуга, обустройства мест для отдыха, развития массовой физической культуры и спорта, охрана памятников истории и культуры местного значения, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройство и озеленение территорий, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения и т.п.

Из вопросов перспективного характера за поселениями закрепляются: утверждение генеральных планов, установление правил землепользования и застройки, планирование застройки территории поселений, обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, организация строительства муниципального жилищного фонда и др.

На уровне муниципальных районов сосредоточено решение в основном задач межмуниципального характера, для которых необходимы специализированные объекты инфраструктуры, требующие значительных затрат на содержание: охрана общественного порядка, школьное образование (за исключением финансового обеспечения образовательного процесса, возложенного на субъекты РФ), дошкольное воспитание, организация основных видов медицинской помощи и т.п. [19, c. 46].

На муниципальные районы возлагается также решение всех вопросов местного значения на межселенных территориях. Федеральными законами и законами субъектов РФ на муниципальные районы может быть возложено выполнение отдельных государственных полномочий.

Органы местного самоуправления поселений и муниципальных районов могут заключать между собой соглашения о передаче друг другу части своих полномочий с соответствующим финансированием. Например, сельские поселения могут содержать расположенные на их территориях школьные здания, детские сады, фельдшерско-акушерские пункты, участковые пункты милиции и др. [31, c. 213].

В свою очередь, муниципальные районы могут осуществлять централизованные закупки топлива для населения, содержать и ремонтировать силами районных организаций дороги в границах сельских населенных пунктов, сельские котельные, теплотрассы, электрические сети и т.д. Каждое такое соглашение должно заключаться на принципах добровольности и требует обоснования целесообразности и эффективности.

Поселения и муниципальные районы должны самостоятельно распоряжаться закрепленным за ними имуществом, самостоятельно формировать и исполнять местные бюджеты, устанавливать в соответствии с законом местные налоги и сборы [32, c. 11].

Многие субъекты РФ пришли к выводу о том, что большинство сельских поселений к началу 2006 года будут не готовы принять на себя вышеперечисленный объем полномочий, самостоятельно формировать и исполнять свои бюджеты, эффективно распоряжаться муниципальным имуществом. В связи с этим срок вступления в силу Федерального закона № 131-ФЗ в полную силу был перенесен на 1 января 2009 года, а до этого срока установлен переходный период.

В переходный период законами субъектов РФ может быть предусмотрено решение вопросов местного самоуправления вновь образованных поселений органами местного самоуправления муниципальных районов. Соответственно, последние в переходный период могут распоряжаться имуществом и исполнять бюджетные полномочия вновь образованных поселений. В настоящее время процесс передачи сельским поселениям полномочий, имущества и финансовых средств проходит в разных субъектах РФ с разной интенсивностью.

Основными задачами сельских поселений в переходном периоде должны быть [24, c. 23]:

- формирование компетентных и эффективно действующих представительных органов местного самоуправления, организация обучения депутатов, укрепление их связи с населением;

- формирование организационных структур местных администраций, их материально-техническое, организационно-методическое и информационное обеспечение;

- подготовка квалифицированных кадров для новых органов местного самоуправления, в особенности в сферах экономики, финансов, земельно-имущественных отношений, юриспруденции и информатизации;

- привлечение широких слоев сельских жителей к активному участию в решении вопросов местного значения, содействие созданию органов территориального общественного самоуправления в населенных пунктах, не являющихся поселениями.

2. Анализ особенностей муниципального управления в сельской местности

2.1. Сельское самоуправление в России

Основные задачи муниципального управления в сельской местности показаны на рисунке 1. Главной социально-демографической особенностью сельской местности является рассредоточенность населенных пунктов и малая (по сравнению с городскими) численность жителей. В экономической географии принято разделять сельские населенные пункты в зависимости от числа жителей на следующие группы: крупные - свыше 5 тысяч; большие - от 1 до 5 тысяч; средние - от 200 до 1000; малые - до 200 жителей [34, c. 57].

Рисунок 1 - Основные социально-демографические особенности сельской местности

В сельских поселениях России проживает 38,7 миллионов человек, или 27% населения России.

Число сельских населенных пунктов и жителей в них [30, c. 152] показано в таблице 1.

Таблица 1 - Число сельских населенных пунктов и жителей в них

Группировка сельских населенных пунктов

Число

пунктов

Число жителей,

тысяч человек

Число жителей,

в % к итоговому

Всего сельских населенных пунктов, в том числе

155 289

38 738

100

Без населения

13 086

-

-

С числом жителей 10 и менее

34 003

168

0,4

11-50

38 073

950

2,5

51-100

14 901

1 082

2,8

101-500

36 308

8 919

23,0

501-1000

10 836

7 571

19,5

1001-3000

6 402

9 996

25,8

Более 3000

1 680

10 052

26,0

Как видно из таблицы 1, свыше 13 тысяч населенных пунктов не имеют постоянного населения (заброшены) и в более чем 34 тысячах населенных пунктов проживает менее 10 жителей в каждом. Больше половины сельских жителей проживает в больших и крупных сельских населенных пунктах с числом жителей более 1 тысячи. Социально-демографическая ситуация в сельской местности всегда характеризовалась своими специфическими особенностями [28, c. 72], представленными на рисунке 2.

Рисунок 2 - Специфические особенности сельских поселений

После распада СССР в различных субъектах РФ сложились разные системы местного самоуправления в сельской местности, опирающиеся на одну из трех моделей (территориальную, поселенческую или двухуровневую). В соответствии с этими моделями сложились следующие типы организации местного самоуправления на сельских территориях [6, c. 55]:

- сельские административные районы, являющиеся муниципальными образованиями;

- сельские административные районы, входящие в состав объединенного муниципального образования «город-район»;

- сельские административные районы, в которых функционируют территориальные органы государственной власти субъекта РФ;

- сельские округа (волости, сельсоветы и т.п.) или отдельные крупные сельские населенные пункты, входящие в состав административных районов и являющиеся муниципальными образованиями. Статус этих территорий мало зависит от того, какой тип власти (местное самоуправление или государственная) существует на уровне района. Многие такие муниципальные образования существовали формально, не имели объектов муниципальной собственности, местных бюджетов и финансировались по сметам расходов;

- сельские округа (волости, сельсоветы и т.п.), не являющиеся муниципальными образованиями. Как правило, на таких территориях действовали администрации, являющиеся территориальными органами районных администраций; их главы назначались главой администрации района. Финансирование деятельности территориальных администраций осуществлялось по сметам расходов;

- сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями, входящие в состав сельских округов (волостей, сельсоветов) и не имеющие органов административного управления. Среди них необходимо особо выделить малочисленные (менее 100 жителей) населенные пункты и населенные пункты, находящиеся в удаленных или труднодоступных местностях. В них обычно избираются старосты и могут создаваться органы территориального общественного самоуправления.

Органы местного самоуправления в сельской местности (в основном районного уровня) участвуют в осуществлении как местных, так и ряда важных государственных функций [10, c. 317] (рисунок 3).

Рисунок 3 - Основные местные и государственные функции органов

местного самоуправления в сельской местности

Возможности населения перечисленных сельских территорий при осуществлении местного самоуправления различаются весьма существенно. Наибольшая эффективность самоуправления и наибольшая степень ресурсной самообеспеченности достигается именно в малочисленных, удаленных и труднодоступных сельских населенных пунктах, однако на крайне низком, иногда примитивном уровне [9, c. 81].

Серьезной ошибкой при реформировании системы управления в сельской местности были попытки сселения сельских жителей из малочисленных населенных пунктов в крупные, пусть даже более благоустроенные. Опыт показал, что в этом случае начинался процесс крестьянской деквалификации, запустения плодородных земельных участков, разрушения личных подсобных хозяйств, невосполнимой потери природной связи сельского жителя с сельским ландшафтом и желания вести сельский образ жизни.

Важное место в системе местного самоуправления в сельской местности занимают районные центры - малые города, рабочие поселки, крупные села. В них располагаются основные предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и объекты социальной инфраструктуры (школы, больницы, библиотеки, кинотеатры) [7, c. 39].

Они объединяют органы государственной власти субъектов РФ с сельским населением. Наличие городов и рабочих поселков на сельской территории требует учета эффекта урбанизации и оттока сельских кадров в другие отрасли народного хозяйства, часто с невозможностью обратной адаптации к сельскому труду. В этом случае важно обеспечить комплексное, пропорциональное развитие социальной сферы как районного центра, так и более мелких сельских населенных пунктов.

Азановское сельское поселение является муниципальным образованием, наделенным статусом сельского поселения Законом Республики Марий Эл от 18 июня 2004 г. № 15-З «О статусе, границах и составе муниципальных районов, городских округов в Республике Марий Эл. изменения 25.04.2011г. № 66. Территория поселения входит в состав МО «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл.

Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов: с.Азаново, д.Бахтиарово, д.Выползово, д.Кельмекеево, д.Ключевая, д.Нердашево, д.Пайгишево, д.Петриково, д.Петяково, д.Яндушево прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. Административным центром поселения является с. Азаново. Отдаленность от административного центра поселения до населенных пунктов представлена в табл. 2.

Таблица 2 - Отдаленность от административного центра поселения до населенных пунктов, км

Наименование населенного пункта

Расстояние от центра администрации поселения до населенного пункта, км

дер. Бахтиарово

3,5

дер. Выползово

2,0

дер. Кельмекеево

4,5

дер. Ключевая

2,0

дер. Нердашево

3,0

дер. Пайгишево

5,0

дер. Петриково

4,0

дер. Петяково

1,5

дер. Яндушево

3,5

Динамика численности населения МО представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 - Динамика численности населения МО, чел.

Общая характеристика предприятий на территории муниципального образования «Азановское сельское поселение» представлена в табл. 3.

Таблица 3 - Общая характеристика предприятий на территории муниципального образования «Азановское сельское поселение»

п/п

Наименование

предприятия

Кол-во

работающих

Ф.И.О.

Руководителя

Служебный телефон

1.

Отделение №3 ЗАО ПЗ «Семеновский»

68

ЗАО ПЗ «Семеновский»

Чемешев Виталий Иванович

35-18-13

2.

ООО «Караганда»

6

Поляков Александр Николаевич

Общая характеристика образовательно-воспитательных учреждений на территории муниципального образования «Азановское сельское поселение» представлена в табл. 4.

Таблица 4 - Общая характеристика образовательно-воспитательных учреждений

п/п

Наименование

учреждения

Кол-во

учащихся, дошкольников

Кол-во

работников

Ф.И.О.

руководителя

Номер

телефона

учителей, воспитателей

обслуж. персонал

1.

МОБУ «Азановская средняя общеобразовательная школа»

166

22

10

Смирнова Елена Васильевна

57-58-32

2.

МДОБУ «Азановский детский сад «Колосок»

130

14

17

Рыбакова Татьяна Васильевна

57-57-75

Общая характеристика учреждений культуры на территории муниципального образования «Азановское сельское поселение» представлена в табл. 5.

Таблица 5 - Общая характеристика учреждений культуры

п/п

Наименование

учреждения

Количество

работающих

Ф.И.О.

руководителя

Номер

телефона

1.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Медведевский ЦКС» Азановский центр культуры

15

Волкова Надежда Ивановна

57-58-77

2.

МОБУ ДОД «Ежовская ДШИ»

6

Морозова Марина Васильевна

57-58-77

3.

МБУК «Медведевская ЦБС»

Азановская библиотека

2

Мастакова Лариса Геннадьевна

57-58-77

Общая характеристика учреждений здравоохранения, социально-бытовые, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, связи, автозаправочные станции, АГЗС на территории муниципального образования «Азановское сельское поселение» представлена в табл. 6.

Таблица 6 - Общая характеристика учреждений на территории поселения

п/п

Наименование

Учреждения

Количество

работающих

Ф.И.О.

руководителя

Номер

телефона

1.

ГБУЗ «Медведевская ЦРБ», Азановская участковая больница

47

Смирнов Михаил Николаевич

57-58-09

2.

Магазин ООО «Эльф»

4

Соколова Юлия Владимировна

57-57-74

3.

Магазин- продукты № 22

ООО «Медведевское РАЙПО»

2

Мухин Владимир Варсанович

58-34-45

4.

Магазин ООО «Теплица»

4

Жуков Николай Иванович

63-65-18

5.

Столовая ЗАО ПЗ «Семеновский»

1

Козырев Александр Сергеевич

57-92-40

6.

ООО РЭК «ЭксЖилФонд»

5

Арзамасцев Сергей Геннадьевич

58-78-73

7.

ООО «Татьяна»

1

Отмахова Татьяна Юрьевна

70-30-62

8.

Почта России

5

Костина Эльвира Ивановна

57-57-48

Количество индивидуальных предпринимателей, – 7 человек, в том числе: крестьянско-фермерских хозяйств – 1, количество земель в ведении администрации поселения - 4309 га.

Общие показатели социально-экономического развития сельского поселения представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Общие показатели социально-экономического развития

Показатель

2011г.

2012г.

2013г.

2014 г.

2015 г.

1.

Построено индивидуальных жилых домов (кол./ м3)

5/985,1

4/501

0

2/384,5

3/228,9

2.

Обеспечены дровами:

-

-

-

-

-

- учителя

-

-

-

-

-

- медработники

-

-

-

-

-

- пенсионеры

-

-

-

-

-

3.

Отремонтировано колодцев, шт.

-

-

-

-

-

4.

Отремонтировано водопроводов, п/м

-

-

-

-

-

5.

Введено газовых сетей, км

-

-

-

-

-

6.

Подключено к газовым сетям жилых домов, к-во

4

1

-

-

-

7.

Кол-во зарегистрированной безработицы, чел.

32

35

30

29

25

8.

Уровень зарегистрированной безработицы, %

9.

Количество предприятий:

- торговли

5

5

5

5

5

- общепита

1

1

1

1

1

- с/х предприятий

2

2

2

2

1

- промышленных предприятий

-

-

-

1

2

- деревообработки

-

-

-

-

-

- учреждения культуры

2

2

2

2

2

- образования

2

2

2

2

2

- здравоохранения

1

1

1

1

1

10.

Имеется у населения (гол.):

- крупного рогатого скота, всего

163

164

150

117

25

в т. ч. коров

11

8

3

8

7

- свиней

542

257

215

142

100

- овец

30

63

65

50

70

- коз

45

91

60

47

25

- лошадей

-

-

-

-

-

- птицы

2075

1010

850

405

800

- пчелосемей

210

220

220

242

255

- кроликов

384

200

200

200

200

Таким образом, можно сделать вывод о неутешительном социально-экономическом развитии муниципального образования «Азановское сельское поселение». Сокращается как население муниципального образования, так и поголовье домашнего скота и птицы. Снижаются темпы ввода жилья и газификации домов.

2.2. Перспективы развития самоуправления в сельской местности

Список депутатов Собрания депутатов муниципального образования «Азановское сельское поселение» представлен в табл. 8.

Таблица 8 - Список депутатов Собрания депутатов муниципального образования «Азановское сельское поселение»

№ п/п

Ф.И.О. депутата

Образование, какое учебное заведение закончил, специальность по образованию

Место работы, должность

1

Гончарова Любовь Васильевна

Высшее, Марийский МГПИ

им. Крупской в 1988 году

Преподаватель истории и английского языка

МОБУ «Азановская средняя общеобразовательная школа», зам. директора по воспитательной работе

2

Цинцерова

Наталья

Васильевна

Среднее специальное,

фельдшерское дело

ГБУЗ «Медведевская ЦРБ», Азановская участковая больница, семейная медицинская сестра

3

Маркова Олеся Ивановна

Среднее профессиональное лицей №26, Бухгалтер

ООО «Крестьянское подворье – АГРО», начальник торгового отдела

4

Шабалина

Зинаида

Николаевна

Высшее, Мар.ГПИ

учитель биологии

МОБУ «Азановская средняя общеобразовательная школа», учитель биологии

5

Васильева

Наталья

Николаевна

Среднее

ЗАО ПЗ "Семеновский»,

лаборант

6

Шашкин Сергей Васильевич

Среднее специальное, ПТУ №8, каменщик

Индивидуальный предприниматель

7

Рыбакова

Татьяна

Васильевна

Высшее,

Мар.ГПИ

учитель начальных классов

МДОУ Азановский детский сад «Колосок»,

заведующая

8

Васильева

Ольга

Васильевна

Высшее, Мар ГУ

институт культуры исскуства, отделение народное, вокал

МОБУ ДОД «Ежовская ДШИ", преподаватель. МУК «Азановский КДЦ» Художественный руководитель народного коллектива

9

Смирнов

Михаил Николаевич

Башкирский медицинский институт в 1978 году, специальность-лечебное дело

ГБУЗ «Медведевская ЦРБ», Азановская участковая больница, врач общей практики , и.о. главного врача

10

Яндулецкая

Галина Владимировна

Высшее, МарГУ, в 1978 г., экономика и организация с/х производства

Военно-учетный работник администрации МО «Азановское сельское поселение»

Характеристика Депутата Собрания депутатов муниципального образования «Медведевский муниципальный район» представлена в табл. 9.

Таблица 9 - Характеристика Депутата Собрания депутатов муниципального образования «Медведевский муниципальный район»

Ф.И.О. депутата

номер и наименование избирательного округа

Место работы и рабочий телефон

Время приема граждан

Место приема граждан

Васильева Ольга Васильевна

Азановский избирательный округ № 343

МОБУ ДОД «Ежовская ДШИ", преподаватель.

МБУК «Медведевский ЦКС» Азановский центр культуры

Художественный руководитель народного коллектива

Каждая среда месяца с 16.00-18.00

МБУК «Медведевский ЦКС» Азановский центр культуры

Характеристика Депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл представлена в табл. 10.

Таблица 10 - Характеристика Депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл

Ф.И.О. депутата

Место работы и рабочий телефон

Время приема граждан

Место приема граждан

Козырев Александр Сергеевич

ЗАО ПЗ «Семеновский»

с 8.00-10.00

каждая пятница месяца

Административное здание

ЗАО ПЗ «Семеновский»

Организационная структура управления администрации МО «Азановское сельское поселение» представлена на рисунке 5.

Глава Администрации

Главный специалист администрации (2 чел.)

Специалист 1 категории (2 чел.)

Рисунок 5 - Организационная структура управления Администрации

МО «Азановское сельское поселение»

Глава администрации муниципального образования: Ямбаева Людмила Леонидовна. Работники администрации: главный специалист: Калинина Екатерина Викторовна; главный специалист: Исутова Елена Трифоновна; специалист 1 категории: Цинцерова Мария Виссарионовна; специалист 1 категории: Кудряшова Римма Андреевна. Далее проведем анализ количественного и качественного состава муниципальных служащих Администрации МО «Азановское сельское поселение» (таблица 11).

Таблица 11 - Кадровый состав Администрации по категориям, чел.

Показатели

Год

2013

2014

2015

Общая численность муниципальных служащих, в т. ч.

5

5

5

- глава Администрации

1

1

1

- главный специалист

2

2

2

- специалист 1 категории

2

2

2

Таким образом, в отчетном периоде численность муниципальных служащих не изменилась. Социальная структура характеризует трудовой коллектив Администрации МО «Азановское сельское поселение» как совокупность общественных групп, классифицированных по полу, возрасту, национальному и социальному составам, уровню образования, семейному положению.

Исходными данными для анализа социальной структуры являются: листки по учету кадров; результаты социологических исследований; материалы аттестационных комиссий; приказы по кадровым вопросам. Для получения достоверных и сопоставимых данных наиболее подходит листок по учету кадров, поскольку содержит наибольшее число сведении, подтверждаемых другими документами (паспорт, копия документа об образовании, трудовая книжка, список научных трудов, свидетельство о браке и др.).

Руководитель должен располагать по возможности полной социальной структурой коллектива для принятия стратегических решений по развитию Администрации МО «Азановское сельское поселение», совершенствованию системы управления и эффективному управлению персоналом. Гендерный состав специалистов Управления представлен в таблице 12.

Таблица 12 - Гендерный состав Администрации МО «Азановское сельское поселение»

Показатели

Год

Отклонения

2013

2014

2015

+,-

%

Общая численность муниципальных служащих, в т. ч.

5

5

5

-

-

- мужчины

0

0

0

-

-

- женщины

5

5

5

-

-

Таким образом, можно сделать вывод, что в 2013-2015 гг. гендерный состав специалистов Управления не изменился. Кроме того, следует отметить, что 100% кадрового состава муниципальных служащих Управления – женщины. Возрастной состав специалистов Администрации МО «Азановское сельское поселение» представлен в таблице 13.

Таблица 13 - Состав Администрации МО «Азановское сельское поселение» по возрасту

Показатели

Год

Отклонения

2013

2014

2015

+,-

%

Общая численность муниципальных служащих, в т. ч.

5

5

5

-

-

- 20-40 лет

2

2

2

-

-

- 41-60 лет

3

3

3

-

-

Таким образом, в 2013-2015 гг. возрастной состав специалистов Управления не изменился. По итогам 2015 года по возрастному признаку – старше 40 лет составляют 60% служащих и от 20 до 40 лет – 40% (рисунок 6).

Рисунок 6 - Возрастной состав муниципальных служащих

В таблице 14 даны показатели образовательного уровня служащих Администрации МО «Азановское сельское поселение».

Таблица 14 - Показатели образовательного уровня Администрации МО «Азановское сельское поселение», %

Показатели

Год

Отклонения

2013

2014

2015

+,-

%

Среднее и средне-специальное

2

2

2

-

-

Высшее

3

3

3

-

-

Итого муниципальных служащих

5

5

5

-

-

Таким образом, уровень образования служащих Администрации МО «Азановское сельское поселение» довольно высок (рисунок 7).

Рисунок 7 - Образовательный уровень муниципальных служащих

В таблице 15 даны показатели уровня муниципальных служащих Администрации МО «Азановское сельское поселение» по стажу.

Таблица 15 - Показатели уровня муниципальных служащих Администрации МО «Азановское сельское поселение» по стажу

Показатели

Год

Отклонения

2013

2014

2015

+,-

%

до 5 лет

2

2

2

-

-

5 - 10 лет

1

1

1

-

-

Более 10 лет

2

2

2

-

-

Итого

5

5

5

-

-

Число муниципальных служащих Управления со стажем до 5 лет составляет 2 человека, со стажем от 5 до 10 лет также не изменяется и составляет 1 человек. Число муниципальных служащих со стажем более 10 лет ‒ составляет 2 чел.

К основным проблемам, связанным с уровнем жизни населения муниципального образования (МО) «Азановское сельское поселение», относятся: неблагоприятную демографическую ситуацию; старение населения; сокращение удельного веса молодежи; сокращение возможностей учреждений здравоохранения; низкий уровень обеспеченности жильем; низкие доходы населения и дефицит потребительского бюджета; проблема трудоустройства лиц, не имеющих профессиональной подготовки и опыта работы (в особенности молодежи и женщин); недофинансирование капиталовложений в жилищную инфраструктуру.

Основными стратегическими целями развития муниципального образования «Азановское сельское поселение» должны стать: формирование рыночно-ориентированной конкурентной территории с благоприятным хозяйственным климатом; эффективное использование ресурсов и обеспечение перехода к устойчивому развитию муниципального образования. По нашему мнению, раскрытие этих возможностей будет способствовать: повышению конкурентоспособности муниципального образования как места для развития существующего бизнеса и появления нового; росту дохода, занятости и благосостояния населения муниципального образования; повышению эффективности и возможностей для роста муниципального образования.

Устойчивое социально-экономическое развитие может опираться на эффективную реализацию конкурентной стратегии. В данном случае целесообразно сделать акцент на росте частного прибыльного бизнеса, а также на доступности и качестве человеческих ресурсов. Взаимосвязь источников социально-экономического развития муниципального образования показана на рисунке 8.

Эффективная и стратегически ориентированная Администрация МО

Качественный бизнес-климат МО

Конкурентоспособный бизнес

Рост доходов и занятости населения МО

Благосостояние населения МО

Рисунок 8 - Взаимосвязь источников социально-экономического развития муниципального образования

Конкурентоспособность муниципального образования складывается из трех элементов: конкурентоспособного бизнес-портфеля; качественного бизнес-климата, который поддерживает и усиливает конкурентоспособность предприятий; эффективной и стратегически ориентированной Администрации. Наличие этих трех этих элементов ведет к росту бизнеса и его прибыльности, а, следовательно, к устойчивому росту дохода, занятости и благосостояния для жителей муниципального образования, а также налоговых поступлений в бюджет.

Весь бизнес муниципального образования можно разделить на два основных блока: малый бизнес (небольшие предприятия и частные предприниматели), крупный бизнес (промышленные и сельскохозяйственные предприятия). Серьезным препятствием для развития малого бизнеса в МО «Азановское сельское поселение» является низкое качество бизнес-климата, причем многие факторы бизнес-климата для малого бизнеса имеют худшее качество, чем для крупных предприятий. Поэтому для стимулирования малого предпринимательства необходимо повышение общего качества бизнес-климата. Для малого бизнеса наиболее важными являются те факторы бизнес-климата, которые вызывают наибольшую неудовлетворенность предпринимателей.

Сильные и слабые стороны бизнес портфеля МО «Азановское сельское поселение» представлены в таблице 16.

Таблица 16 - Сильные и слабые стороны бизнес-портфеля МО «Азановское сельское поселение»

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Многие предприятия ориентиро­ваны на экспорт за пределы МО

2. В основном предприятия МО яв­ляются экологически чистыми.

1. Бизнес-портфель слабо дифференцирован;

2. В случае неблагоприятной конъюнк­туры на рынке сбыта продукции предприятий МО

воз­можно серьезное ухудшение социаль­но-экономического положения;

3. Предприятия имеют общие пробле­мы, которые сдерживают их развитие.

В отличие от подхода, ориентированного на отдельные предприятия или отрасли промышленности, подход на основе кластеров позволяет учитывать критические для конкурентоспособности промышленности связи и отношения между предприятиями и организациями, входящими в состав кластера (например, между предприятиями и образовательными учреждениями).

Таким образом, успех отдельного предприятия во многом зависит от «качества» его «внешнего окружения». Подход на основе кластеров предлагает новый взгляд на возможности для развития района. Малый бизнес, как правило, развивается в рамках основных кластеров и его успех зависит от их успешной динамики; с другой стороны, развитие самого кластера в значительной степени обусловлено деятельностью существующих в его рамках малых предприятий и частных предпринимателей.

В соответствии с этим подходом можно выделить в МО «Азановское сельское поселение» аграрно-пищевой кластер, которые формируется на базе крупных предприятий АПК и более мелких хозяйств района. Успешное развитие бизнеса в МО «Азановское сельское поселение» во многом связано с формированием и дальнейшим развитием этого и других кластеров и интеграции их в городские и региональные промышленные и сельскохозяйственные кластеры. Низкий уровень развития кластеров означает, что изолированные компании теряют дополнительные возможности и выгоды, связанные с другими участниками кластера. Выгоды предприятий от развития кластера представлены в таблице 17.

Таблица 17 - Выгоды предприятий от развития кластера

Выгоды от участия в кластере

Описание

1. Подготовка и переподготовка специалистов.

2. Разработка новых продуктов и ус­луг.

3. Разработка новых технологических и производственных процессов.

4. Известность и репутация.

5. Рыночная информация.

6. Логистика.

1. Повышение качества человеческих ре­сурсов, а также адекватности знаний и навыков реальным и стратегическим потребностям кластера в целом.

2. Разработка новых продуктов и услуг, объединяющих преимущества участни­ков кластера.

3. Использование общих ресурсов и зна­ний для обновления технологических и производственных процессов на пред­приятиях.

4. Объединение ресурсов и усилий по повышению известности и репутации кластера в целом, а также его участни­ков которые могут повысить привлека­тельность кластера с точки зрения пря­мых инвестиций, а также поставщиков комплектующих, оборудования и услуг.

5. Увеличение запаса знаний и эксперти­зы в отношении более глубокого пони­мания существующих и потенциальных потребителей и конкурентов.

6. Создание инфраструктуры для повы­шения эффективности и снижения стоимости при транспортировке конеч­ных и промежуточных продуктов и ин­формации

На наш взгляд, следует продолжить развитие аграрно-пищевого кластера путем привлечения безработного населения МО «Азановское сельское поселение» к освоению аграрных ресурсов муниципального района, то есть стимулировать создание и развитие фермерских хозяйств населением. Также необходимо стимулировать создание на территории МО «Азановское сельское поселение» малых предприятий по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции, то есть цехов по производству и упаковке колбас, сливочного масла, молока, кефира и др. молокопродуктов, а также хлебобулочных изделий.

Таким образом, основная деятельность Администрации муниципального образования по развитию малого бизнеса должна быть связана с развитием аграрно-пищевого кластера. Кроме того, важным является стимулирование «духа предпринимательства» через проведение различных конкурсов, семинаров, информационных кампаний и т.п.

Целенаправленные действия руководства предприятий при поддержке Администрации муниципального образования и всех заинтересованных организаций могут способствовать улучшению положения на этих предприятиях, а также росту дохода, занятости и, как следствие, налоговых отчислений в бюджет муниципального образования.

Предложенные рекомендации адресованы не только Администрации МО «Азановское сельское поселение», но и частному сектору, учебным заведениям, а также другим организациям, от которых зависит эффективность реализации стратегии, и которые могут играть более существенную роль в процессе экономического развития Семеновки. Некоторые рекомендации нуждаются в активной позиции населения, другие должны опираться на ключевую роль Администрации МО «Азановское сельское поселение». При этом большинство рекомендаций могут быть претворены в жизнь только в условиях продуктивного партнерства между Администрацией, бизнесом, руководством Медведевского района Республики Марий Эл и всеми заинтересованными организациями.

3. Муниципальное регулирование планировки, застройки и жизнеобеспечения сельских поселений

3.1. Деятельность органов местного самоуправления в сфере жизнеобеспечения сельских поселений

Одной из важных задач муниципального управления в сельской местности является регулирование планировки и застройки сельских поселений. В соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ и Градостроительного кодекса РФ каждый муниципальный район должен иметь утвержденную схему территориального планирования, а каждое сельское поселение - утвержденный генеральный план, правила землепользования и застройки, местные нормативы градостроительного проектирования, иную документацию по планировке территории. Разработка такой документации требует времени, значительных финансовых средств и привлечения квалифицированных специалистов и организаций. Органы государственной власти субъектов РФ должны оказать сельским поселениям содействие в организации и финансировании этой работы [4, c. 8].

Крайне важным является обеспечение гласности при рассмотрении градостроительной документации. Правила землепользования и застройки, определяющие политику органов местного самоуправления сельских поселений в этой сфере, должны согласно закону в обязательном порядке пройти через публичные слушания до их утверждения.

Другой важнейшей задачей сельских поселений является содержание инженерной инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность населенных пунктов. Основные решения в этой сфере должны приниматься представительными органами сельских муниципальных образований. Администрация сельского поселения (или по некоторым позициям администрация муниципального района на основе соглашения), как правило, наделяется следующими полномочиями [23, c. 44]:

- организация подготовки проектов застройки населенных пунктов, утверждение проектов и титульных списков строек, осуществляемых за счет средств местного бюджета, и контроль их соблюдения;

- организация за счет собственных средств и на долевых началах строительства и ремонта муниципальных жилых домов, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, дорог, привлечение в установленном порядке к дорожному строительству сельскохозяйственных и других предприятий и организаций;

- выполнение функций заказчика по строительству муниципальных объектов; назначение приемочных комиссий и утверждение актов приемки в эксплуатацию законченных строительных объектов;

- выдача разрешений на строительство на территории населенных пунктов жилых домов, объектов производственного и иного назначения; приостановка строительства, осуществляемого с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки;

- контроль работы транспортных предприятий и организаций на территории муниципального образования, согласование маршрутов и графиков движения транспорта, привлечение на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организаций, действующих на подведомственной территории;

- организация работы предприятий связи, развитие радио- и телевещания;

- организация эксплуатации муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности;

- распределение в установленном порядке муниципального жилищного фонда, ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление им жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, решение вопросов приватизации муниципальных домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности;

- принятие мер по обеспечению населения топливом;

- благоустройство населенных пунктов, привлечение на договорной основе к этой работе предприятий, учреждений, организаций, а также населения;

- контроль благоустройства производственных территорий в сельских поселениях, организация озеленения, охраны зеленых насаждений и водоемов, участие в создании мест массового отдыха граждан, присвоение наименований улицам и другим частям населенных пунктов, нумерация домов;

- координация планов розничного товарооборота организаций торговли в сельских поселениях, организация рынков и ярмарок;

- установление правил торговли, контроль соблюдения цен и правил торговли, санитарного состояния мест торговли;

- установление удобного для населения режима работы предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения;

- содержание кладбищ, обеспечение поддержания в надлежащем состоянии иных мест погребения [23, c. 45].

По сложившейся традиции представительные органы сельских муниципальных образований ежегодно утверждают программы развития социальной сферы в качестве составной части комплексных планов социально-экономического развития территорий. В составе местных бюджетов утверждаются расходы на содержание и развитие социальной сферы. Местная администрация сельского поселения и муниципального района (с возможностью взаимной передачи отдельных полномочий по соглашениям) наделена в социальной сфере следующими полномочиями [21, c. 20]: - организация и координация работы учреждений социально-культурного назначения с учетом национально-культурных традиций населения, обеспечение их материально-техническими ресурсами, создание при школах фонда всеобуча за счет собственных и привлеченных средств; содействие организации трудового обучения и профессиональной ориентации школьников;

- внесение предложений в соответствующие органы об объявлении памятниками природы, истории и культуры объектов местного значения, находящихся на территории поселения и представляющих экологическую, историческую, культурную или научную ценность, охрана памятников истории и культуры и организация использования памятников, переданных в ведение органов местного самоуправления;

- оказание жителям помощи в назначении пенсий и пособий;

- организация для обеспечения занятости населения общественных оплачиваемых работ по благоустройству, строительству и ремонту дорог, зданий, сооружений и т.п. за счет средств местного бюджета и привлеченных средств;

- принятие мер по улучшению материальных и социально-бытовых условий инвалидов, семей, потерявших кормильца, престарелых граждан, нуждающихся в обслуживании на дому, содействие устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения;

- принятие мер к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан;

- назначение опекунов и попечителей, контроль выполнения ими своих обязанностей;

- получение от расположенных на территории муниципального образования предприятий, организаций сведений о высвобождении работающих, рассмотрение сообщений руководителей предприятий, организаций по этим вопросам.

Органам местного самоуправления муниципальных районов и частично сельских поселений может быть отведена роль инструмента реализации приоритетного национального проекта и региональных программ развития АПК. Муниципальные сельские программы разрабатываются с учетом положений федеральных и региональных программ, а также полномочий органов местного управления по регулированию агропромышленного комплекса. При разработке и реализации программ органы местного самоуправления взаимодействуют с предприятиями и организациями, осуществляющими основные, вспомогательные и обслуживающие процессы в единой системе по производству сельскохозяйственных товаров.

Для формирования конкурентоспособных вертикально интегрированных структур АПК требуется пересмотр методов правового, организационного, экономического и социально-психологического воздействия. Это требует высокого профессионализма кадров, в том числе на муниципальном уровне [27, c. 16].

Особого внимания требует задача подготовки управленческих команд муниципальных районов и сельских поселений в форме стратегических тренингов, позволяющих развивать устойчивые навыки работы в проектных режимах изменений и реализации конкурентных преимуществ. Цели, задачи, функции, организационная структура, методы управления, финансово-кредитная и кадровая политика сельских муниципальных образований должны постоянно адаптироваться к различным этапам реализации программ развития АПК. Наряду с поддержкой агропромышленного комплекса, большое значение для сельской экономики имеет поддержка малого бизнеса, особенно в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения. Развитие потребительской кооперации может положительно сказаться на организации закупок, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, особенно личных подсобных и фермерских хозяйств. Эта задача должна быть одной из приоритетных для органов местного самоуправления сельских поселений.

3.2. Государственная поддержка жилищного строительства в сельской местности

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл является исполнительным органом государственной власти Республики, обеспечивающим реализацию единой государственной политики в области строительства, (в том числе строительной индустрии и системы ипотечного жилищного кредитования), жилищно-коммунального хозяйства. Деятельность Министерства в рамках своих функций и полномочий направлена на достижение стратегических целей республики: росту благосостояния ее жителей, социальной ориентированности экономики, повышению уровня и качества жизни населения в Республике Марий Эл.

В Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл вопросами решения задач инвестиционной деятельности в республике занимается отдел инвестиций, строительства и стройиндустрии Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл.

Правила предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов в Республике Марий Эл на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, разработаны в целях реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренных подпрограммой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 ноября 2012 года N 428, и в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, установленными приложением N 3 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598.

Под сельской местностью понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты, входящие в состав городских округов и городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.

Правила устанавливают порядок и условия предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам муниципальных районов и городских округов в Республике Марий Эл для софинансирования расходных обязательств по реализации муниципальных программ, включающих мероприятия на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривающих:

- предоставление гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренным приложением N 4 к федеральной программе;

- предоставление субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма жилых помещений, в порядке и на условиях, которые установлены Положением о предоставлении субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения, предусмотренным приложением N 7 к федеральной программе.

Общая характеристика жилищного фонда МО «Азановское сельское поселение» представлена в табл. 18.

Таблица 18 - Общая характеристика жилищного фонда МО «Азановское сельское поселение»

Собственность

Количество

кв.м

Муниципальной

23

3223,3

Частной

1

1369,5

ЖСК

-

-

Индивидуальных жилых домов

-

14959,9

Общая характеристика ввода жилья представлена в табл. 19.

Таблица 19 - Общая характеристика ввода жилья, к-во / кв.м

Показатель

2014 г.

2015 г.

Многоквартирных домов

-

-

Индивидуальных домов

3/228,9

3/400

Квартир, всего

-

-

Общая площадь, всего (кв.м.)

228,9

400

Кол-во ветхих и аварийных домов подлежащих капитальному ремонту составляет 1 единицу., в т.ч. включенных в 185-ФЗ – 1 ед.

Количество семей участвующих в программе «Обеспечение жильем молодых семей» представлено в табл. 20.

Таблица 20 - Количество семей участвующих в программе «Обеспечение жильем молодых семей»

Всего состоящих на учете

Получивших субсидии в 2015 г.

В т.ч. в списке на получение в 2015 г.

1

2

3

40

2

3

Количество семей участвующих в программе «Социальное развитие села» представлено в табл. 21.

Таблица 21 - Количество семей участвующих в программе «Социальное развитие села»

Всего состоящих на учете

Получивших субсидии в 2014 г.

В т.ч. в списке на получение в 2015 г.

1

2

3

5

2

3

Таким образом, целью содействия создания условий для развития жилищного строительства в МО «Азановское сельское поселение» является увеличение объемов жилищного строительства. Задачи Администрации МО «Азановское сельское поселение» в данной области: 1) разработка муниципальными образованиями района градостроительной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) установка автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности; 3) вовлечение в оборот новых земельных участков в целях строительства жилья эконом класса; 4) установка автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности

Выводы и предложения

Специальное внимание к проблемам муниципального управления особенно значимо для современной России в связи происходящими на ее территории глобальными изменениями. Эти изменения вносят дополнительные сложности в работу муниципального управляющего. Муниципальным органам власти муниципального образования «Азановское сельское поселение» в условиях крайнего дефицита ресурсов приходится одновременно решать целый ряд разноуровневых и разнонаправленных задач по нормализации хозяйственно-экономической деятельности, стабилизации социальных отношений, модернизации инфраструктуры, разработке и запуску программ развития, преодолению локальных кризисных ситуаций и т.п.

Сложность ситуации связана с необходимостью преодолевать этот комплекс проблем в условиях жесткого лимита времени и отсутствия отработанных управленческих технологий, соразмерных решаемым проблемам. Для решения такого пакета задач совершенно недостаточно традиционного набора инструментов управления. Необходимы поиск и обращение к новым инструментам управленческой деятельности: системному анализу, работе с проблемами, программированию процессов развития, организационному проектированию, формированию нормативно-правового пространства деятельности, стратегическому планированию и управлению, выработке локальных политик, организации социальной работы и т.п. Освоение этого инструментария – ключевая задача системы муниципального управления в МО «Азановское сельское поселение».

В целях стратегического развития МО «Азановское сельское поселение» нами предлагается:

- дальнейшее развитие сельского хозяйства, в том числе, фермерства;

- развитие малого и среднего предпринимательства, в первую очередь, малых и средних предприятий пищевой промышленности;

- развитие сферы обслуживания с высококачественным и разносторонним предложением программ и услуг потребителю;

- проведение PR и рекламных кампаний, создание имиджа экономически развитой, экологически чистой и открытой территории;

- создание благоприятного инвестиционного климата;

- использование ресурсов местного населения в сфере обслуживания.

Важной отраслью сельского хозяйства, предлагаемой для первоочередного развития, является мясомолочное животноводство. Соответственно приоритет в сфере муниципального содействия производителям должен быть закреплен за кластером пищевой промышленности МО «Азановское сельское поселение», что предполагает первоочередное развитие производств по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья в конечный продукт – колбасные изделия, готовые кисломолочные продукты (масло, творог, пастеризованное молоко, кумыс), и т.д. Для этого объективно имеются следующие условия:

- достаточное количество свободных от товарного производства трудоспособных жителей;

- наличие большого количества участков пашни размером более 50 га;

- хорошее сочетание почвенных, климатических и географических условий.

В целях эффективного развития малого и среднего бизнеса необходимо:

- упрощение системы регистрации новых малых и средних предприятий (принцип «одного окна»);

- разработка системы долгосрочной поддержки и предоставления налоговых и других льгот для малого и среднего бизнеса;

- организация образовательных и тренинговых программ, информационно-аналитическое обеспечение малого и среднего бизнеса;

- развитие местной инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса;

- PR мероприятия по формированию положительного общественного мнения и пониманию важности сектора малого и среднего бизнеса среди населения МО «Азановское сельское поселение»;

- участие в разработке и совершенствовании местной, городской, областной федеральной законодательной и нормативной базы.

- разработка комплекса мероприятий по обеспечению финансово-кредитной поддержки малого и среднего бизнеса;

- содействие доступу малого и среднего бизнеса к современным технологиям и «ноу-хау»;

- повышение культуры предпринимательства через внедрение современных технологий менеджмента, маркетинга и кооперации;

- содействие межрегиональной и внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса;

- защита интересов малого и среднего бизнеса.

К организационным структурам стратегического планирования устойчивого развития МО «Азановское сельское поселение» следует отнести:

- Совет по конкурентоспособности при Администрации МО;

- тематические комиссии по стратегическим направлениям и отдельным проблемам устойчивого развития МО «Азановское сельское поселение»;

- информационно-аналитический центр для молодежи «Перспективы развития МО «Азановское сельское поселение».

Рекомендации, выдвинутые в ходе исследования, являются ориентировочными, поскольку требуют значительных человеческих и финансовых затрат. Для большей результативности можно рассматривать затраты на реализацию данных рекомендаций как инвестиции, которые должны дать свою отдачу в форме создания новых рабочих мест и повышения средней заработной платы в качестве положительного влияния на социально-экономическое развитие муниципального образования.

Список используемых источников

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета.- 2014.- № 7.
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СПС «Гарант»
  3. Алмаев, М.Х. Задачи совершенствования управления коммунальным хозяйством Российской Федерации / М.Х. Алмаев, В.Н. Макарычев // Государственная власть и местное самоуправление.- 2013.- № 4.
  4. Анимица, Е.Г. Местное самоуправление: история и современность / Е.Г. Анимица, А.Т. Тертышный.- Екатеринбург, 2014.- 439 c.
  5. Бабун, Р.В. Вопросы муниципальной экономики: Учеб. пособие / Р.В. Бабун, З.З. Муллагалеева.- М.: МОНФ, 2013. - 143 с.
  6. Балобанов, А.Е. Муниципальные стратегии – сделано в России / А.Е. Балобанов.- М.: Аспект-Пресс, 2016.- 361 c.
  7. Балобанов, А.Е. Опыт разработки и реализации стратегий развития муниципальных образований Владимирской области / А.Е. Балобанов.- Владимир: Транзит Икс, 2016.- 288 c.
  8. Барабашев, Г.В. Местное самоуправление / Г.В. Барабашев.- М.: Изд-во МГУ, 2012.- 139 с.
  9. Васильев, В.И. Гражданин и муниципальная власть / В.И. Васильев // Гражданин, закон и публичная власть.- М.: Норма, 2016.- 385 с.
  10. Велиева, Д.С. Комментарий к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (постатейный) / Д.С. Велиева, В.В. Лысенко, Ю.В. Капитанец и др. // КонсультантПлюс, 2016.
  11. Ветров, Г.Ю. Проблемы и перспективы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований / Г.Ю. Ветров, Д.М. Ланцев // Материалы Аналитического управления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Развитие мегаполиса: проблемы и перспективы).- М., 2013.- 264 с.
  12. Виханский, О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский.- М. Высшая школа, 2012.- 320 с.
  13. Вобленко, С. Местное самоуправление в системе разделения властей / С. Вобленко, Т. Говоренкова // Местное самоуправление.- 2013.- №3.
  14. Воронин, А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством / А.Г. Воронин, В.А. Лапин, А.Н. Широков.- М.: МОНФ, 2013.- 88 с.
  15. Галиновская, Е.А. Природный объект как объект права собственности / Е.А. Галиновская // Право собственности на природные ресурсы и эффективность природопользования: Сборник тезисов и выступлений на научно-практической конференции.- М., 2012.- 199 с.
  16. Герасимова, М.А. Модели местного самоуправления и ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации / М.А. Герасимова // Государственная власть и местное самоуправление.- 2012.- № 5.
  17. Глазунова, Н.И. Государственное управление: учеб. для вузов / Н.И. Глазунова.- М.: Муниципальный мир, 2014.- 456 с.
  18. Гутман, Г.В. Стратегия развития муниципалитета / Г.В. Гутман.- М.: Юркнига, 2012.- 289 c.
  19. Демьяненко, А.Н. Муниципальное управление: учебное пособие / А.Н. Демьяненко, А.Л. Обушенков.- Хабаровск, 2014.- 345 с.
  20. Емельянов, Н.А. Местное самоуправление: международный опыт / Н.А. Емельянов.- М., 2013.- 246 c.
  21. Занин, Н.В. Повышение эффективности и стратегической направленности администрации города / Н.В. Занин.- Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2016.- 12 с.
  22. Зотов, В.Б. Муниципальное управление: Учебное пособие. Ч. 1./ В.Б. Зотов, З.М. Макашова.- М.: СГИ, 2012.- 380 c.
  23. Иванов, В.В. Муниципальный менеджмент / В.В. Иванов, А.Н. Коробова.- М.: ИНФРА-М, 2013.- 420 с.
  24. Игнатов, В.Г. Местное самоуправление / В.Г. Игнатов, В.В. Рудой.- Ростов-н-Д., 2014.- 365 с.
  25. Кнорринг, В.И. Основы государственного и муниципального управления: Учебник / В.И. Кнорринг.- М.: Экзамен.- 2014.- 534 с.
  26. Лукша, О.П. Управление стратегическими планами и программами местного развития / О.П. Лукша, П.В. Сушков, А.Э. Яновский.- Обнинск, 2016.- 230 c.
  27. Малараева, Ю.М. Местное самоуправление в системе российского федерализма: политико-правовые аспекты: дисс. канд. юр. наук / Ю.М. Малараева.- М., 2016.- 210 с.
  28. Мартынов, М.Ю. Местное самоуправление в политической системе России: Теоретико-прикладной анализ: дисс. докт. полит. наук / М.Ю. Мартынов.- Сургут, 2016.- 265 с.
  29. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления / О.М. Рой.- СПб.: Питер, 2014.- 459 с
  30. Рохчин, В.Е. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования / В.Е. Рохчин.- М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2014.- 195 c.
  31. Система государственного и муниципального управления: учебник / Под ред. Г.В. Атаманчука.- М.: РАГС.- 2014.- 489 с.
  32. Система муниципального управления: учебник для ВУЗов / Под ред. В.Б. Зотова.- СПб: Питер Пресс, 2013.- 389 с.
  33. Становление местного самоуправления в посткоммунистическом обществе // Материалы международного симпозиума / Под ред. С.Ю. Наумова, С.И. Замогильного.- Саратов, 2013.- 192 с.
  34. Стратегическое планирование в муниципальном управлении. Введение в предмет: Учебное пособие для муниципальных управляющих.- М.: МОНФ, 2016.- 292 c.
Telegram Bot